Учим малыша говорить правильно

  • Антонина БЛИЗНЮК, Днепровская неделя № 12 от 21 марта 2018 Скачать номер 21 марта 2018 10:04 Здоровье Русский

    Сколько умиления испытывают молодые родители, когда малыш произносит свое первое слово! «Мама», «папа» или «кыся» — именно с этих пор начинается так называемый словесный этап развития речи ребенка, которого так ждали взрослые.

     Как быстрее «разговорить» свое чадо, почему так важны пальчиковые игры для малышей и какие ошибки чаще всего допускают родители в процессе обучения ребенка, рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры методик дошкольного образования БГПУ, Член Международной ассоциации исследователей детской речи Наталья Старжинская.

    Перу Натальи Старжинской принадлежит более двадцати книг по развитию детской речи, в Беларуси по ее пособиям воспитатели занимаются с дошколятами в детских садах, а первоклашки обучаются грамоте по разработанной ею программе.

    — Наталья Степановна, многие считают, что если ребенок правильно научился выговаривать слова, не картавит, не шепелявит, то это самое главное, остальному сам научится в детском саду и школе… Стоит ли полагаться только на воспитателей и учителей?

    — На самом деле, обучение на этом не заканчивается. Речь должна быть не только правильной (имеется в виду и произношение, и правильное употребление слов и их форм в предложении), но и образной. Важно, чтобы ребенок не просто знал слова, правильно их проговаривал, но и использовал образные выражения, умел разгадывать загадки, знал пословицы, поговорки. В этом нельзя надеяться только на детский сад. Родители должны постоянно заниматься с ребенком, иметь дома развивающие детские книги, выполнять специальные упражнения, помогать ребенку познавать окружающий мир.

    Что касается обучения грамоте, то часто родители здесь имеют в виду лишь обучение письму и чтению. Это представление характерно для 20-х годов прошлого века, когда действовали ликбезы. Современное значение этого понятия подразумевает прежде всего умственное развитие ребенка. Научить читать можно и по газете, но будет ли это развивающим обучением? Нередко родители, не зная современных методик, учат ребенка складывать буквы (так читал Филиппок в одноименном рассказе Л.Н. Толстого). Учителю в школе приходится затем переучивать такого чтеца, иначе он не скоро овладеет беглым чтением.

    — Психологи говорят, что иногда своеобразный толчок к развитию речи ребенку дает общение со сверстниками. Вы согласны с эти мнением?

    — С одной стороны, общение со сверстниками действительно ускоряет процесс пополнения словарного запаса ребенка. С другой стороны, вопрос в том, насколько качественная эта речь? В последнее время значительно обострилась проблема звукопроизношения у дошкольников. В норме считается, что к пяти годам ребенок должен правильно произносить все звуки родной речи. А у нас 40—60% детей идут в первый класс с недостатками произношения, порой обращаются к логопеду чуть ли не целыми группами! Двадцать лет назад такого не было. Специалисты объясняют это и влиянием экологии, и возросшим нервным напряжением у детей, приобщением с ранних лет к компьютерным играм…

    — Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, отказаться от них уже практически невозможно, разве что специально уехать подальше от цивилизации…

    — Я вовсе не выступаю против компьютерных технологий, все зависит от того, как их использовать. К сожалению, чаще всего планшеты и смартфоны используются в семье не для развития детей, а для спокойствия родителей. Дал ребенку планшет с игрой, и на полчаса свободен. Если это познавательные, обучающие игры, с загадками, да еще совместные со взрослым — это пойдет только на пользу ребенку. Но все ли родители «успокаивают» малыша именно такими играми?

    В США не так давно приобрели популярность специальные фильмы для самых маленьких — «БэбиЭйнштейн», которые рекомендовалось смотреть детям чуть ли не с пеленок. Специалисты уверяли, что этот фильм способствует повышению интеллекта, ребенок смотрит на экран не отрываясь… Однако вскоре психологи высказались по поводу подобных фильмов: посадите ребенка перед стиральной машиной, и точно такое же «завораживающее» впечатление на него произведет крутящийся барабан…

    — С какого возраста нужно начинать работать с ребенком над развитием речи?

    — Практически с рождения. Даже когда малыш еще не говорит, он уже слышит вас, узнает близких по голосу, активно следит за вашей мимикой, издает различные звуки — «гулит», затем лепечет, пытается выйти на контакт. Никаких особых упражнений в это время выполнять не нужно, здесь важен обмен эмоциями, следует просто больше разговаривать с ребенком, важно чтобы он видел ваше лицо, артикуляцию.

    Также маленьким детям важно делать массаж пальчиков. Хорошим средством являются народные потешки — например, та же самая «сорока-ворона» и др. Ведь развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи. Если ребенок плохо сгибает и разгибает пальчики, рука его вялая, то сразу можно сказать, даже не слушая его, что он плохо говорит.

    — В наше время многие родители особое внимание уделяют обучению детей иностранным языкам. Практически с двух-трех лет записывают малышей на различные развивающие курсы английского. Как понять, готов ли ребенок к освоению нового языка?

     

    — Безусловно, обучение иностранным языкам пойдет на пользу малышу. Во всем мире уже признали, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с детства начинают разговаривать на двух и более языках. Главное — не перегружать ребенка знаниями, обучение должно проходить ненавязчиво, в игровой форме. Оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку считается возраст от четырех до пяти лет, когда ребенок овладеет разговорной речью на родном языке. Если родители владеют иностранными языками, они могут с самого начала воспитывать своего ребенка в двуязычной среде. При этом, общаясь с ребенком, важно придерживаться принципа: одно лицо — один язык. Например, мама говорит на русском языке, а папа на английском или немецком. В таком случае ребенок будет видеть: есть мамин язык, есть папин язык, и изначально будет их разделять.

    — Наталья Степановна, большинство ваших книг посвящены теме развития белорусской речи у дошколят. На протяжении всей истории нашей страны отношение к белорусскому языку постоянно менялось. Как сказалось это на обучающей программе в детских садах?

    — Безусловно, время не стоит на месте. Все мы помним, как в начале 90-х годов планировалось весь образовательный процесс перевести на белорусский язык, потом это решение отменили. Сегодня мы придерживаемся концепции, согласно которой белорусский для детей хронологически второй, но все же родной язык, отражающий опыт народа и его национальные традиции. Ситуация существования двух родных языков в одном культурном окружении в мире признается крайне редкой, только если человеку одинаково родные обе нации, их культуры и быт. Белорусы признают и русскую, и белорусскую культуру. Но, живя в белорусской национальной культурной среде, познают ее чаще посредством русского языка.

    В детском саду предусмотрено развитие белорусской речи дошкольников, но до последнего времени оно было мало связано с национальной культурой в широком смысле слова. В последнее десятилетие разрабатывается новое направление в дошкольном образовании — интегрированное обучение, в соответствии с которым дети познают единую картину мира посредством двух языков. Главная задача педагогов сегодня заключается не в том, чтобы дети знали как можно больше белорусских слов, могли пересказать белорусскую сказку или прочитать короткое стихо­творение, а в том, чтобы они через язык приобщались к белорусской культуре. Считаю, что ребенок должен на доступном ему уровне знать историю своей страны, ее традиции, обычаи, национальные праздники.

    Теги: 
    • {Нет тегов}