За эти дни Никол Пашинян сделал головокружительную карьеру уличного трибуна, став, как он говорит, «голосом народа». Но вообще говоря, надо заметить, что Пашинян вовсе не новичок и в системной политике. Он неоднократно принимал участие в парламентских выборах, и от Армянского национального конгресса первого президента Армении Тер–Петросяна, и от блока «Елк». Так что в какой–то мере он тоже является деятелем, ответственным за политику своей страны.
Собственно, именно в этом — всеобщей ответственности за будущее страны — и заключается своеобразие этой армянской истории. Пока... Ибо поступают сведения, что сторонники политика, не получившего пост премьер–министра, начали блокировать дороги в Ереване, а также шоссе, ведущие к аэропортам. И все же есть надежда, что события не выйдут из конституционного поля. Дело в том, что все армянские политики сегодня в одной лодке, в одном «армянском ковчеге». Так, недавно избранный президент страны Армен Саркисян сказал, что к протестам подтолкнула политическая реформа, когда Армения перешла к парламентской форме правления. Но одновременно и львиная доля полномочий перетекла в парламент, а вернее, избираемому им главе правительства. Понятно, что такие пертурбации стимулировали и желания людей на то, чтобы в парламенте их лучше услышали. Например, как признал президент Армен Саркисян, молодежь хочет четче видеть свое будущее. И свою задачу президент видит в том, чтобы привести все политические силы к консенсусу. Выход из сложившейся ситуации только один — конституционный, говорит этот авторитетный политик. Собственно, и уличный трибун Пашинян заинтересован в таком же сценарии. Несмотря на легкий рюкзачок, на самом деле у него большой политический опыт за плечами. И за время протестов он успел повстречаться со всеми послами, не только России, но и Евросоюза, США, которые четко донесли до него мысль о необходимости удерживаться в правовом поле. Симптоматично, что Брюссель призвал «всех акторов «армянской весны» участвовать во всеобъемлющем диалоге для демократического формирования нового правительства в соответствии с Конституцией» и учитывая интересы всех граждан Армении. Евросоюзу будет особенно неудобно приветствовать неконституционные протесты на армянской улице после того, как были жестко подавлены точно такие же протесты в Каталонии. Там политиков, выведших людей на улицы вопреки Конституции, бросили в тюрьму. Так что после Каталонии отношение ко всяким «революционным веснам» в Евросоюзе кардинально изменилось. Теперь и европейские лидеры во избежание двойных стандартов должны отстаивать конституционность любых перемен в Армении.
И похоже, Пашинян это хорошо понимает. Все это время, пока идут протесты, он обещал, что в стране не будет никаких потрясений и столкновений. По его собственным словам, здесь не надо проводить параллели с печальным опытом Украины, потому что это другая история. Цитата: «Это движение против коррупции, против неэффективного управления, это чисто внутриармянское движение». А раз так, раз долгосрочная цель все–таки благополучие собственной страны, то ничего страшного, что ему не удалось стать премьером с первой попытки. Следующее голосование произойдет через неделю, а если не утвердят через неделю, то будут досрочные выборы. И тогда будет настоящий Vox populi — голос народа, который предполагает законный процесс. Как сказал исполняющий обязанности премьера Карен Карапетян, премьер–министра можно избрать только в парламенте, конституционным путем. Другого решения не существует ни теоретически, ни практически.romanova@sb.by