День за дном

  • Елена ПАРУКОВА, Минский курьер №13 от 04 февраля 2015 Скачать номер 05 февраля 2015 10:25 Общество Русский

    Около 3 лет назад в Минске появилась первая и все еще единственная мусорка с подземным контейнером. Она установлена на остановочном пункте общественного транспорта на пересечении улиц Долгобродской и Уральской, внедрена и обслуживается УП «Ремавтодор Партизанского района».

    — Идею почерпнули на выставке в Мюнхене, посвященной охране окружающей среды и экологии, которая проходила в 2012 году, — вспоминает заместитель директора по информационным технологиям и развитию УП «Рем­автодор Партизанского района» Олег Новиков, который в то время возглавлял предприятие. — Вернувшись в Минск, мы сделали эскиз, заказали опытный образец на Минском электротехническом заводе имени Козлова. Установили на Долгобродской, где в то время проходил капитальный ремонт улицы. С виду экспериментальная модель похожа на обычную урну, но в подземную полость из монолитного железобетона плотно вставлен металлический контейнер габаритами 1,3х1,2х1,45 метра. Все, что люди бросают в мусорку, попадает в этот контейнер, благодаря чему она кажется бездонной. На самом деле дно, конечно же, есть, а объем, который может вместить контейнер, — 1,8 кубометра.

    Олег Новиков говорит, что в целом экспериментальным образцом доволен:

    — В Партизанском районе около 150 остановок общественного транспорта. Дважды в день по маршруту ездит мусоровоз и очищает 40-литровые урны, которые из-за своего небольшого объема заполняются очень быстро. В результате тратится огромное количество топлива, а если где-то мусоровоз не успел подъехать вовремя, урна стоит переполненной, ветер разносит ее содержимое, туда слетаются птицы, приходят бездомные животные. К тому же обычную урну на остановке опустошают вручную. То есть подъезжает мусоровоз, выходит рабочий, берет эту емкость и высыпает содержимое в кузов. Труд, мягко говоря, не самый приятный. Поэтому, учитывая невысокую зарплату, тяжело найти людей на такую работу.

    Остановка на Долгобродской до появления там подземного контейнера была весьма проблемным местом: рядом торговый техникум, завод, к тому же пересадочный узел и, как следствие, большой пассажиропоток.

    Теперь мусоровозы заезжают на этот остановочный пункт примерно 1 раз в 2 месяца. Для обслуживания используют трактор с гидроманипулятором — технику, которая имеется в арсенале дорожников и применяется при перевозке строи­тельных материалов и для других нужд. При помощи гидроманипулятора контейнер извлекают из подземного укрытия, направляют в прицеп трактора и опустошают. 

    Непотушенные окурки в обычных мусорках нередко приводят к возгоранию. Олег Новиков рассказывает, что в опытном образце на Долгобродской пожаров не возникало. В контейнере нет притока воздуха, поэтому, даже если что-то и загорается, быстро гаснет. 

    По словам специалиста, неприятного запаха из урны тоже нет: из-за того что емкость находится под землей, где температура ниже, чем снаружи, пищевые отходы портятся не так быстро, как в обычных мусорных баках.

    — Если внедрить такие контейнеры, можно достигать ежегодной экономии на эксплуатации около 25 процентов, — уверен Олег Новиков. — В течение 3-4 лет установка полностью окупается.

    Первый блин специалист, внедривший новинку, комом не считает. Однако признает: существующую модель можно было бы усовершенствовать. Среди шероховатостей — небольшой объем (производители в Европе делают его объемом как минимум 3 кубометра). А если предположить, что рано или поздно такие урны начнут появляться в разных частях столицы, хорошо бы оснастить их датчиками контроля наполняемости. Еще можно было бы поработать и над дизайном мусороприемника (урны, которая остается на поверхности).

    — В 2014 году на выставке в Мюнхене было представлено огромное количество фирм, выпускающих урны с подземными контейнерами различного дизайна и с разнообразными функциями, — говорит замдиректора районного «Ремавтодора».

    И вспоминает, что в Португалии мусор повсеместно собирают под землей. Мусоровозы не ездят по графику, а действуют по обстановке: в баках установлены ультра­звуковые датчики, которые фиксируют степень наполненности емкости и 2 раза в день отправляют информацию в диспетчерский пункт.

    Маршрут мусоровозов выстраивается исходя из данных о том, где действительно пора вывозить бытовые отходы. В минской урне никаких датчиков нет, ее состояние определяют на глаз. Поскольку такой объект только один, уследить за ним несложно.

    — Местное предприятие, занимающееся выпуском контейнеров, производит их не только для своих нужд. Изделия экспортируют в Израиль, Турцию, Великобританию, Францию, ряд африканских стран и даже Бразилию, — продолжает Олег Новиков. — Стоимость 1 со­временного экземпляра, оснащенного автоматикой, — около 4,5 тысячи евро вместе с установкой. Но затраты можно сократить наполовину, если организовать совместное производство и часть работ выполнять у нас. 

    Несмотря на космическую для мусорки цену, собеседник считает, что развивать это направление необходимо, ведь такой способ сбора отходов менее затратный, более эстетичный и позволяет снять вопросы, связанные с антисанитарией.

    Чудо-мусорка на 25 процентов менее затратна в эксплуатации, чем обычная.