Учащиеся лицея МЧС помогают восстанавливать лесные ресурсы Гомельского района

  • Елена ЗАЙЦЕВА, Маяк 82/2018 от 20 октября 2018 22 октября 2018 15:43 Природа и экология Русский

    Сегодня для учеников и воспитанников различных учреждений образования есть множество возможностей проявить себя, поделиться своими идеями о том, как сделать мир лучше, и воплотить их.

    Например, одной из таких возможностей является международный проект «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!», который организован институтом им. Гёте (г. Минск) и призывает обратить внимание учащихся на проблемы окружающей среды.

    Учащиеся специализированного лицея МЧС Александр Севрук (5 курс), Станислав Пилипейко и Антон Таубе (2 курс) в этом году уже в третий раз принимают в нем участие.

    — Тема нашего нового проекта — «5 шагов к здоровью леса», — рассказывает Антон Таубе. — Эту тему мы выбрали неспроста. В прошлом году, когда вся наша страна весной присоединилась к акции «Посади дерево!», мы решили, что можем сделать больше.

    — Проблема уничтожения лесных массивов стала особенно актуальной в связи с распространением в сосновых лесах такого вредителя, как короед, — продолжает Станислав Пилипейко. — На данный момент этим жуком поражены большие территории на юге Беларуси. Самым сложным и опасным является то, что невозможно определить пораженные деревья. Внешние признаки усыхания сосны (например, порыжевшая крона) свидетельствуют о том, что дерево уже погибло. К сожалению, такие деревья подлежат вырубке и санации от остатков коры и веток, так как они являются источниками дальнейшего заражения леса. Сегодня сотрудники лесного хозяйства ведут визуальный мониторинг за состоянием деревьев, устанавливают феромонные ловушки, проводят замещающие посадки разными видами деревьев. В этом случае можно надеяться на уменьшение пострадавших от короедного усыхания территорий.

    В лицее МЧС проблема гибели лесов не оставила равнодушным никого. Именно поэтому учащиеся работают сразу в двух проектах «Школа за экологию» (руководитель Ольга Ширяева) и «5 шагов к здоровью леса» (руководитель Алла Карацюба).

    В начале учебного года сотрудники Института леса при НАН Республики Беларусь провели семинар для лицеистов 2 и 3 курсов. Они рассказали ребятам о проблемах лесов в Европе и Северной Америке. Особое внимание уделили проблеме нашего региона, возникшей в связи с короедным усыханием сосны. Также в ходе беседы они ответили на вопросы учащихся и работников лицея, передали в кабинет биологии в качестве наглядного материала образцы короедов-вредителей и пораженных деревьев. По итогам встречи было принято решение о сотрудничестве лицеистов и Института леса. Это позволит следить и анализировать ситуацию с сосновыми деревьями в окрестностях лицея и оказать помощь в восстановлении лесных ресурсов нашего региона.

    — К сожалению, короед — проблема не выдуманная, — говорит Александр Севрук. — Работая над проектом, мы вместе с сотрудниками Института леса обнаружили на территории лицея сосны, пораженные этим жуком. Для того, чтобы не дать ему распространиться, была произведена вырубка больных деревьев. Также в рамках нашего исследования мы провели соцопрос в лицее, который показал, что не все ребята представляют масштаб проблемы и знают, как мы можем помогать лесным хозяйствам в сохранении лесных ресурсов страны. Поэтому теперь мы работаем над созданием листовок, плакатов «Биологический пожар», которые позволят в доступной форме узнать всем об этой проблеме.

    На прошлой неделе лицей посетил научный сотрудник Института леса Дмитрий Кулагин. Он подробно рассказал о феромонных ловушках, которые, несмотря на название, не ловят короедов, а помогают следить за ситуацией. Затем ребята вместе с Дмитрием Валерьевичем установили конструкцию на территории лицея. После чего мальчишки посадили несколько новых деревьев.

    — В этом году я принимаю участие в проекте уже в последний раз, — отметил Александр Севрук. — Два года назад мы заняли третье место, в прошлом году — второе. Думаю, сейчас у нас есть все шансы для того, чтобы в этом году именно наша работа стала лучшей.

    Ребятам предстоит еще подготовить учебно-исследовательские работы, представить их на конференциях. Однако, уверена, что по окончании проекта они эту тему не оставят, а продолжат работать вместе с Институтом леса для сохранения наших лесов.