Пакет, который всегда с тобой

  • Виталий ЕФИМЕНКО, Рэспубліка 208 (7103), 2 ноября 2018 от 02 ноября 2018 02 ноября 2018 00:00 Природа и экология Русский

    Помнится, лет 10 назад продавцы на Комаровке выражали неподдельное недоумение при виде человека, приходившего за покупками с собственным пакетом для фасовки овощей и фруктов. «У нас пакеты бесплатные!» — подобная ремарка обнаруживала тот факт, что в покупателе, выуживающем из сумки при очередном расчете с очередной хозяйкой прилавка очередной пакетик, видели человека в высшей степени скаредного, боящегося расстаться с лишней копейкой. Сегодня на таких людей смотрят с тем же едким сочувствием, хоть, похоже, уже более-менее понимают, какого рода соображения лежат в основе их поведения.

     «Повернутых на экологии» базарная братия считает по сути своей людьми, недалеко ушедшими от хрестоматийных крохоборов. И при случае старается вроде как утешить: пакеты скоро и у нас везде станут платными, как в Евросоюзе, если вообще не исчезнут — сами ведь напрашиваетесь. Вот уж будет торжество «плюшкинизма» — праздник засаленного пакета, который всегда с тобой! А если запретим еще и одноразовую пластиковую посуду, саркастично ухмыляются рыночные традиционалисты, со своими фарфоровыми или из чего там они у вас чашками да тарелками ходить будете. Как в воду глядят: в некоторых странах уже ввели налог на продажу кофе в бумажных(!) стаканчиках — граждане все активнее покупают там горячие напитки в розлив в собственные термокружки.

    Ладно, рынки и магазины, куда можно спокойно прийти с собственным — главное при этом чистым — пакетом и где сэкономленной на сознательном покупателе единице бесплатного фасовочно-упаковочного материала будут только рады. Другое дело — серьезные учреждения и заведения, борющиеся за стерильность парадного подъезда. Ключевой из предлагаемых ими инструментов поддержания искомой чистоты — бахилы. Вот как тут быть, скажите, «крохобору от экологии» — держать при себе парочку ношеных? Увы, но в данном случае попытка многоразового использования вряд ли ограничится саркастическим замечанием.

    Может ли высокий уровень экосознания работать в плюс? Несомненно. С появлением общественного запроса и его постоянной актуализации не может не быть обратной связи от того же рынка — глобального регулятора идей и способов их монетизации. Во всем мире набирает обороты тенденция, связанная с последовательным сокращением объема отходов и мусора, разлагающегося на протяжении столетий. Вызовы времени, несущие осязаемые угрозы, могут стать источником вдохновения, возможностью — не в последнюю очередь для бизнеса.

    С проблемами глобального характера можно и нужно работать локально: экологическое сознание весьма инициативно и в каких бы то ни было дополнительных мотивационных разнарядках нуждается едва ли. Вот хороший пример: сестры бобруйчанки Юля и Лена настолько прониклись экологической проблематикой, что сами стали шить сумки, авоськи, мешочки для овощей и фруктов. Как часто и бывает там, где дело основано на энтузиазме, девушки не имели соответствующей профподготовки, но постигали тонкости ремесла непосредственно в процессе. Получилось весьма достойно, начали шить на продажу. Более того, изучив мировые тренды, принялись девчата даже за такое экзотическое пока для нашей ментальности дело, как многоразовые женские средства гигиены. И пусть большой популярности в среде потребителей эти последние пока не обрели, все же, как можно понять, ознакомившись с многочисленными комментариями в аккаунтах девушек в соцсетях, у многоразового текстиля определенно неплохие перспективы.

    На рынке, следует признать, девушки не одиноки: в сети можно найти дешевую продукцию самых разных производителей. Конкурировать с китайскими сумками да авоськами ценою в доллар непросто — плоды стараний юных энтузиасток из Бобруйска получаются дороже: «овощевки» и «фруктовки» в их исполнении стоят 3—4 рубля, экосумки — 7—10, авоськи-сеточки — 14, тканевая многоразовая гигиеническая прокладка обойдется в 7 рублей. Недешево. Но и расчет прежде всего на тех, для кого ответственность перед природой гораздо выше соображений сиюминутной выгоды.

    efimenko@sb.by

    Теги: 
    • {Нет тегов}