Профессионалы о конфликте в ледовом дворце Гомеля: «Борьба за лёд идёт в умах родителей»

  • Евгений Захаров, Советский район 45/2018 от 08 ноября 2018 Скачать номер 08 ноября 2018 16:22 Спорт Русский

    Гомельчане уже несколько месяцев обсуждают в Сети трудности в тренировоч­ном процессе воспитанни­ков СДЮШОР-1 и ДЮСШ ХК «Гомель». Детям не хва­тает льда: фигуристы занима­ются с хоккеистами на одной и той же арене, в тесноте и слишком мало времени. Жур­налисты нашего еженедель­ника отправились в ледовый дворец, чтобы разобраться во всём без эмоций.

    Ещё три года назад в ледо­вом дворце было меньше и учеников, и тренеров. К при­меру, в отделении фигурно­го катания работали толь­ко три специалиста. С 2015 года к работе приступили уже десять тренеров, поя­вилась возможность увели­чить набор. Сегодня фигур­ным катанием занимаются 239 человек. Юные хоккеи­сты перешли к ХК «Гомель», и их численность тоже увели­чилась. Кроме того, лёд для тренировок нужен командам экстралиги и высшей лиги хоккейного клуба. Как уме­стить всех на двух аренах, одна из которых работает только в холодную пору года?

    КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ ГРАФИК?

    — В ледовом дворце нет праздников и выходных, вре­мя расписано по минутам. С учётом потребности состав­ляется график, который выве­шивается на доске объявле­ний. Любой родитель может подойти и посчитать, соответ­ствует ли число часов на льду учебной программе, — вво­дит в курс дела Мария Пузи­кова, заместитель директора СДЮШОР-1, где и базирует­ся отделение фигурного ката­ния. — Первой правом выбо­ра времени для тренировок пользуется хоккейная коман­да экстралиги, за ними — хоккеисты высшей лиги. Оставшееся время делится в равной пропорции между учащимися отделений фигур­ного катания и хоккея. И уже то, что остаётся после них, отводится для проведения корпоративных мероприя­тий, массовых катаний всех желающих и ночной хоккей­ной лиги.

    ШЕСТЬ ЧАСОВ НА ЛЬДУ НЕ ПАНАЦЕЯ

    Встречаем в коридо­ре «ледовика» Александра Морозова. Неоднократный чемпион Беларуси по фигур­ному катанию стоял у исто­ков создания гомельской шко­лы. Сейчас тренер-препода-ватель по фигурному ката­нию высшей категории руко­водит отделением Республи­канского центра олимпий­ской подготовки, базирую­щимся в Гомеле. Фактиче­ски выбирает из воспитанни­ков СДЮШОР-1 перспектив­ных и занимается с ними по индивидуальной программе. Он внимательно изучил пре­тензии родителей к качеству обучения и не может с ними согласиться.

    — Люди акцентируют вни­мание на количестве, а не на качестве. Говорят, дайте нам шесть часов на льду, и мы ста­нем чемпионами. Это заблуж­дение. Подготовка юного спортсмена должна рассма­триваться в комплексе. Важ­на не только практика на льду. Фигурное катание — это ещё и занятия в зале хореографии, общефизическая подготовка, лечебная физкультура. Важны способности ребёнка и талант тренера.

    Гомельская школа счита­ется самодостаточной и кон­курентоспособной. Смотрите сами, Минск с его прекрасны­ми условиями для трениро­вок дал стране двух чемпио­нов, а Гомель — шесть. Удив­лю людей, далёких от спор­та, но наши фристайлисты, триумфально выступающие на мировых первенствах, 70 процентов времени проводят не в горах, а на батуте в спор­тивном зале.

    Родители правы в том, что арена «Б» полгода проста­ивает. Но нужно понимать, что она строилась по старому проекту тринадцать лет назад. Без модернизации всей кон­струкции замораживать лёд в тёплое время года нецеле­сообразно.

    ТЕХНИКУ НАДО НАРАБАТЫВАТЬ В ЗАЛЕ

    С коллегой согласен Фах­риддин Умаров, замести­тель директора ДЮСШ ХК «Гомель». Заслуженный тренер, судья международ­ной категории не понимает родителей, которые диктуют условия профессионалам. В Гомельском госуниверсите­те он ведёт курсы повыше­ния квалификации для трене­ров и часто вынужден одёрги­вать тех, кто пытается добить­ся от несозревших пацанов мгновенного выдающегося результата.

    — Когда я только пришёл в школу, сразу понял — у нас сложился «перебор» со льдом. Большое внимание нужно уделять начальной подготовке спортсмена и не форсировать события. Нуж­но научиться стоять на конь­ках, кататься. А прежде чем отрабатывать игровые эле­менты на льду, наработать технику в зале и классе тео­ретической подготовки.

    Не секрет, что родители приводят ребёнка, не спра­шивая его согласия. Задача тренера — привить у учени­ка любовь к тому или ино­му виду спорта. Да, можно выжимая из парня или дев­чонки все соки, к 12 годам добиться какого-то резуль­тата, завоевать медальки. Но при этом навсегда вызвать у него отвращение к спорту и, как следствие, вообще поте­рять спортсмена. Гораздо важнее идти к цели плано­мерно, в соответствии с учеб­ным планом, который разра­батывали отнюдь не дураки. Интенсивные нагрузки целе­сообразно давать в 16-17 лет, когда организм уже полно­стью сформировался. В про­тивном случае мы рискуем вызвать у молодого челове­ка проблемы со здоровьем.

    Кстати, начиная со второ­го года обучения, все наши воспитанники дважды в год проходят медицинскую комиссию в областном спор­тивном диспансере, и мно­гие отбраковываются из-за проблем с сердцем, зрени­ем, опорно-двигательной системой. Давая чрезмер­ную нагрузку, родители толь­ко усугубят эти проблемы. Общее укрепление организ­ма гораздо важнее диплома соревнований.

    Это же касается и занятий на льду. Всему своё время. Шесть часов, которых от нас требуют родители, занима­ются люди в рамках спортив­ного совершенствования. А до этого этапа доходят толь­ко кандидаты в мастера спор­та, то есть как минимум при­зёры республиканских сорев­нований. Остальным это про­сто не нужно.

    ИНЖЕНЕРЫ — РОДИТЕЛЯМ: ВСПОМНИТЕ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ ФИЗИКИ

    Для изучения технической стороны вопроса отправля­емся на ту самую арену «Б», которая простаивает по пол­года и где фигуристы вынуж­дены делить лёд с хоккеи­стами. Родители указывают на то, что после хоккеистов остаётся каша, глубокие руб­цы. Те, в свою очередь, недо­вольны температурным режи­мом покрытия, используемым фигуристами. Попадаем как раз на разрыв. Фигуристы уходят, и тут же на лёд выхо­дит спецтехника.

    — После каждого занятия, тренировок команд и даже между массовыми катани­ями любителей лёд чистят, шлифуют, заливают верхний слой горячей водой. В сутки у нас, как нигде больше, про­ходит до 15 чисток, — рас­сказывает инженер службы по холодообеспечению Алек­сандр Ляликов. — Температу­ру льда выдерживаем сред­ней, комфортной для обоих отделений. Все же понимают, что за 15 минут, отведённых на технологическое окно, на 70 тонн замороженной воды особо не повлияешь. И так персонал бегает со всех ног.

    Летом обе арены не рабо­тают. Месяц уходит на пол­ную разморозку льда и реви­зию технологического обо­рудования на основной аре­не «А». Потом занимаемся второй ареной. Включаем её позже. Технически могли бы делать это и раньше, хоть при плюс 25. Но посмотри­те на конструкцию: метал­лическая кровля, стены из пеноблока не держат тем­пературный режим. Нужно тратить неоправданно мно­го электроэнергии на замо­розку льда. И при всём этом заниматься будет невозмож­но из-за конденсата. В поме­щении будет стоять туман и в прямом смысле слова идти дождь. Это простая физи­ка, но некоторым взрослым посетителям это почему-то нельзя объяснить. Они поу­чают не только тренерский состав, но и инженеров.

    Оптимальный режим рабо­ты второй арены достигает­ся при температуре наруж­ного воздуха плюс семь и ниже. Без модернизации не обойтись.

    ЕСЛИ СТРОИТЬ ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ, ТО ЧАСТНЫЙ

    Вопрос модернизации ледового дворца находит­ся на контроле Гомельского облисполкома, но оконча­тельное решение ещё не при­нято, отмечает начальник управления спорта и туриз­ма Денис Езерский. Специ­алисты должны просчитать затраты на дополнительную теплоизоляцию стен, модер­низацию кровли. Как ни кру­ти, затраты не копеечные. Возможно, экономически более привлекательным ока­жется даже строительство третьей арены в дополнение к этим двум, нежели ковыря­ние в старых стенах. Не сбра­сывает власть со счетов и аль­тернативный путь развития спортивного обучения.

    — Разработан инвестици­онный проект по строитель­ству в Гомеле ледового двор­ца, который предлагается на всех экономических форумах. Сейчас ледовые виды спорта становятся коммерческими, и на примере Минска мы уже видим частные школы хоккея и фигурного катания.

    Под размещение такого объекта есть площадки во всех районах города, при­менительно к Советскому — в Любенском микрорайо­не. До подписания протоко­ла о намерениях дело пока не дошло, но мы считаем, что проект способен вызвать интерес.

    Понятно, что деятельность такой ледовой арены будет построена на рыночной осно­ве, все услуги будут платными. Но думаю, что востребован­ными. К слову, СДЮШОР-1 и ДЮСШ ХК «Гомель» деньги за обучение не берут и обеспе­чивают воспитанников мини­мальным набором спортивно­го инвентаря.