Тайны рижских эскулапов

  • Мария ХЛЫСТОВА, Днепровская неделя № 46 от 14 ноября 2018 Скачать номер 13 ноября 2018 16:48 Калейдоскоп Русский

    Чем еще удивит музей истории медицины?

    Поход в музей может быть как и очень нудным мероприятием, так и замечательным. Наверное, даже не имеет большого значения, что именно это за музей и насколько ценные там экспонаты. Все дело в экскурсоводе!

    В Рижский музей истории медицины имени хирурга-онколога Паула Страдыня, один из самых крупных историко-медицинских музеев мира, я шла с любопытством, но ничего особенного не предвкушала. А зря.

    Кровь Дракона и корень Мандрагоры

    На мое счастье, в музей приехала группа русскоговорящих школьников, а представленный к ним гид оказался просто фантастическим — веселым, остроумным и очень любящим свое дело. Ну и симпатичным, чего уж там. Пристроившись в хвост экскурсии, поняла — буду ходить за этой группой до самого конца.

    Примкнула к экскурсии я как раз в тот момент, когда господин экскурсовод (к сожалению, имени узнать не удалось, поэтому буду именовать его так) рассказывал детям про самые первые аптеки под открытым небом, мандрагору и «Кровь Дракона». Изготавливали ее просто. Перемешивали с маслом смолу какого-то африканского дерева, а иногда еще и бросали в получившуюся массу кусочки золота — чтобы, понятное дело, продать чудо-снадобье подороже.

    — Ребята, «Гарри Поттера» читали? А фильм видели? Я не видел, но знаю, что говорю, — заговорщицки произнес господин экскурсовод и показал на картину с корнем волшебной мандрагоры, мило сравнив его с балериной:

    — Легенда гласит, что корень мандрагоры надо вынимать из земли при луне ночью. И во время этого раздается такой ненормальный звук, что человеческому уху просто не вынести. Поэтому для этого использовали… собаку. Одна петля накидывалась на корень, вторая — ей на шею, а сами люди прятались в кусты. Собаке кидали кусок мяса, она бежала, и вуаля — корень вытаскивала.

    Доктор в костюме шута

    — Ребята, если становится скучно, говорите, — предупредил господин экскурсовод и повел нас в самое темное место во всем здании, где воссоздали фрагмент средневекового города с домами и жителями в натуральный рост. С маленькими детьми туда ходить вряд ли стоит — наверняка испугаются.  

    Образованных медиков в ту пору сыскать было трудно, поэтому по городам ходили бродячие доктора. Чтобы сразу оповестить народ о приходе, они одевались, как цирковые шуты. Но под доктора мог подделаться и шарлатан. Если уж такого ловили — мало ему не казалось. Псевдолекаря сажали к столбу стыда, плевали в него и кидали камни. Случалось там сидеть и настоящим врачам…

    Отношение к больным тоже было весьма своеобразным. Например, душевнобольных людей помещали в клетки:

    — Считалось, что такого человека можно вылечить, только если его мучить. Людей сажали в крошечные клетки, где можно было только стоять, приковывали цепями.

    Больным проказой, или лепрой, тоже доставалось. Они должны были носить специальную одежду и предупреждать о своем приближении трещотками или колокольчиками. У них конфисковывали все, что было можно, и провожали до конца города — больше человека никто не видел.

    В музее есть комната с муляжами, своеобразный лепрозорий, где  болезнь на манекенах представлена во всем цвете. Через окно на них может посмотреть любой посетитель, а вот студентов-медиков пускают внутрь.

    На двери дома больного чумой рисовали букву Р (от лат. pestis) — чтобы люди знали и не думали заходить в гости. Умерших  вывозили за город в мешках и хоронили в общей могиле или сжигали.

    Помои из окна

    Богатому человеку жилось немного проще — он имел возможность получить консультацию двух докторов:

    — Как уточняли диагноз? Один мерил пульс, а второй брал мочу, смотрел цвет, сравнивал по атласу, нюхал и пробовал (в этом месте раздался дружный хохот школьников — прим.) и только тогда ставил диагноз.   

    Идем дальше и видим макет — женщина выливает невидимые помои со второго этажа. Как будто бы на головы экскурсантов:

    — В больших городах Европы даже был издан закон — не выбрасывать ничего на улицу. Однако народ его игнорировал. Вонь была страшная. Почитайте путешественников — едут, остановились, принюхались: «О, через 15 километров Париж!» О бактериях, вирусах и инфекциях никто не знал.

    Следующий этап медицины был гуманнее. Ригу основали в 1201 году, а через 9 лет стали появляться первые госпитали — при монастырях. Однако места было мало, больные лежали едва ли не впритык друг к другу. Поэтому ситуации, когда пациент приходил в госпиталь с небольшой проблемой и не выходил оттуда вообще, были не редки.  

    В 16 веке медицина начала развиваться, об этом господин экскурсовод рассказал на примере нескольких врачей. Стал проводить экспериментальные исследования врач и анатом Андрес Везалий, чьи исследования оказали огромное влияние на медицину. На что он только не шел, чтобы разобраться в анатомии! Забирался на висельницы и воровал трупы повешенных, раскапывал могилы, препарировал, изучал и описывал. И все это в строжайшей тайне.

    Французский хирург Амбруаз Паре усовершенствовал методы лечения огнестрельных ран:

    — Как лечили раненых после боя? Заливали раны горячим маслом. Масло кончилось — раненые остались. Все, врачу конец. Утром повесят, что ты за доктор, если не можешь помочь? Всю ночь он не спал — от страха. Страх иногда хорошая вещь, ребята! А утром собрал травы и сделал мазь. Мазь оказалась намного лучше масла…

    Хвостатый космонавт

    В музее есть уголок, посвященный канализации — с деревянными трубами и милым сельским туалетом с паутиной на стене. И комнаты, в которых можно узнать про эксперименты ученых.

    Не бойтесь подойти поближе к  чучелу собаки ученого-экспериментатора Владимира Демихова. Пес — двухголовый, вернее, на спине у крупной собаки сидит голова пса поменьше. Удивительно, но таких «экспериментов» у доктора было два десятка. В сети можно найти кадры из короткой жизни таких собак — жутковато.

    Есть в музее еще одно чучело собаки. Чтобы попасть к нему, нужно пройти в помещение, посвященное космической медицине. Собаку звали Чернушка, и 9 марта 1961 года в возрасте трех лет она летала в космос — совершила оборот по земной орбите равный  часу и сорока минутам. Полет Чернушки был точной моделью полета Юрия Гагарина.

    Там же можно увидеть катапультное кресло спускаемого аппарата космического корабля «Восток» —  на таком, кстати, летал сам Гагарин. Во весь рост стоит и скафандр, предназначенный для выхода в открытый космос. Был он использован только однажды в 1969 году — при переходе между космическими кораблями «Союз-4» и «Союз-5».

    …В Рижском музее истории медицины выставлено не более 10% экспонатов, все остальное в фондохранилище. Туда каждый день  приходят работать научные сотрудники и студенты, коллекционеры и даже кинематографисты — а где еще рассмотреть устройство для генерации воды из мочи и ночную вазу конца XIX века?

    Мария ХЛЫСТОВА.

    Теги: 
    • {Нет тегов}