Кузнецы своего счастья

  • Полина ШАНДРАК, Минский курьер №128 от 14 ноября 2018 Скачать номер 14 ноября 2018 15:47 Культура Русский

    — Отец был художником, форматором-модельщиком. Например, пушка у исторического музея — его работа, колонны на станции метро Якуба Коласа тоже, — рассказывает Иван. — Я проводил много времени у него в мастерской. Там постоянно собирались архитекторы, дизайнеры, художники. Все очень хорошо одевались, ездили на хороших машинах, и я думал: как классно быть такими же, как они.

    С 5 лет Иван рисовал, в пятом классе начал заниматься в художественной школе. Потом поступил в Гимназию-колледж искусств имени И. О. Ахремчика, отучился 3 года на скульптора, затем четыре года в академии искусств на факультете дизайна и декоративно-прикладного искусства и в педагогическом университете на факультете эстетического образования.

    — В общей сложности около 20 лет я потратил на получение художественного образования, — отмечает минчанин.

    Осваивать азы кузнечного ремесла начал в мастерской у известного белорусского художника по металлу Виктора Старухина. Работал там год как подсобный рабочий: помогал, смотрел за тем, как трудится преподаватель, перенимал опыт. Огонь, звук металла, ковка — всё это так увлекло, что Иван решил открыть свою мастерскую, снял небольшое помещение и купил самое необходимое оборудование.

    — Опыта в кузнечном деле не было, поэтому приходилось много времени проводить в мастерской, оттачивать технику. В этой работе не все так просто. Необходимо разбираться в черчении, уметь хорошо рисовать, знать и понимать химические процессы: когда нагревается, закаляется и плавится сталь. Ведь я не просто кузнец, а еще и дизайнер, — рассуждает собеседник. — Один из моих первых заказов — декорации для фильма «Ночной таверны огонек». Стояла задача — смастерить несколько изделий, стилизованных под медь. Когда приехали их забирать, то подумали, что они действительно медные. Было приятно.

    Пару лет Иван работал в мастерской один. Потом подключился старший брат, ­Андрей. Он психолог по профессии. Решил помогать в развитии ремесленного дела. Взял на себя все переговоры, оставив за братом творческую составляющую.

    — Моя задача — разработать и смастерить, — объясняет Иван. — Эскиз рисую всегда от руки карандашом. Как правило, на это уходит порядка 2 недель. После закупаем материалы и вместе с подмастерьями начинаем творить.

    Развивает свое дело кузнец более 11 лет. За это время ему доводилось проектировать и создавать буквально всё: сувенирную продукцию, мебель, кованые перила для лестниц, люстры, декоративные изделия и многое другое. Признается, что больше всего любит трудиться над большими формами.

    — Случайных людей в кузнечном деле нет. Ведь это не так просто, постоянно приходится подстраиваться под металл, — говорит он.

    Сейчас Иван и Андрей завершают работу над очередным изделием — столом в виде пня.

    — Процесс изготовления был трудоемким и занял три месяца, — делится Иван. — Здесь важно было продумать все до мелочей и соблюcти пластику. Пень должен иметь красивый вид с любого ракурса.

    Работают в мастерской с самыми разными материалами. Чаще всего создают рукотворные шедевры из меди и стали. Используют различные технологии: ковку, кузнечную сварку, литье и ­прочее.

    — Некоторые кузнецы считают: сделали 2-3 удара молотком — получили готовое изделие. У меня на этот счет другое мнение, — признается минчанин. — Чтобы добиться хорошего результата, нужно проделать кропотливую работу, а на это требуются время и терпение.

    Теги: 
    • {Нет тегов}