Вот те сказ!

  • Виктория СЕМЕНОВИЧ, Минский курьер №133 от 27 ноября 2018 Скачать номер 27 ноября 2018 18:32 Культура Русский

    За неделю до премьеры

    Заходим в зал тихо, чтобы не мешать творческому процессу. Сцена озарена светом, звучит лирическая мелодия, под которую три человека ходят по беговым дорожкам. Это дед Ничыпар (Александр Шаров), баба Серафима (Любовь Пукита) и ее коза Вайфая (Валерия Мельник).

    — Ну што ты жмёшся да мяне? — возмущается Серафима.

    — Нічога я не жмуся, стараюся побач ісці, — отвечает Ничыпар.

    Они флиртуют и ругаются одно­временно. Вдруг на сцену выбегает толпа и герои начинают фотографировать друг друга.

    Режиссер и актер театра Денис Паршин останавливает артистов и говорит, что эту сцену нужно не­много изменить.

    Ничыпар и Серафима снова ведут задушевную беседу. Вскоре их диалог прерывает Волк (Максим Дубовский) в окружении других персонажей. Звучит энергичная современная музыка, все безумно кричат, раздаются выстрелы…

    Два мира — деревенский и со­временный технологичный — лихо переплетаются, картинка получается контрастной. Традиции и инновации, добро и зло, любовь, вера, свобода — все смешалось на сцене.

    Режиссер просит, чтобы актеры играли более дерзко. Дает указания  насчет светового оформления сцены. Декорирована она минималистично: по периметру вертикально размещены черные резиновые полосы, создающие иллюзию бесконечной дороги. Прит­чу решено показать с помощью современных художественных средств.

    Бег на месте

    Спектакль по пьесе «Ничыпар. Сказ о бестаможенных временах и пути далеком, но всегда конечном, как полагается, да и не нами то придумано» белорусского драматурга Дмитрия Богославского. Интересно, что он тоже выступает в качестве актера и режиссера в Молодежном. Новое произведение автора — история о жизненном пути человека, написанная народным языком с хорошим юмором и добротой. Главный герой Ничыпар отправляется искать свою смерть, по дороге встречает попутчиков, которые играют важную роль в его судьбе.

    Интересуюсь у Дениса Паршина, почему он решил ставить спектакль именно по этой пьесе.

    — Нравится работать с современной драматургией. История интересная — о любви и празднике жизни. Этот философский текст, написанный сказовым слогом, таит много простых истин. Истина всегда банальна, и зачастую люди просто отмахиваются от нее. Мы постарались обдумать каждую сцену и внести дополнительное значение и современное звучание, — отвечает режиссер.

    Говоря о сценографии, подчеркивает: ее задача — придать спектаклю пластику. Воплотить задуманное помогла художник-постановщик Ольга Грицаева.

    — Дед Ничыпар мне не кажется однозначным персонажем. Возник­ло ощущение, что он жил, да так ничего и не сделал. Шел, но никуда не двигался. Поэтому на сцене герои постоянно куда-то идут, но при этом остаются на месте, — отмечает Денис Паршин.

    В спектакле задействованы 15 артистов. Они немного волнуются перед премьерой, что вполне естественно.

    — Роль Ничыпара дается тяжело, — делится заслуженный артист Беларуси Александр Шаров. — Пьеса очень нравится. Она о жизни, смерти, любви, ненависти — о том, что волнует всех. Я был в числе инициаторов ее постановки.

    Актер Александр Пашкевич играет роль Батюшки, появляется на сцене только в одном эпизоде:

    — Пока сложно сказать, что получится из постановки. Все-таки нетрадиционная форма спектакля, сценография не очень сочетается с народным языком пьесы. Но постараемся оправдать идею и донести ее до зрителей.

    За кулисами

    Артисты продолжают репетировать, а мы заглядываем к начальнику звукоцеха Михаилу Обухову. Он внимательно следит за действом на сцене и поочередно включает разные композиции, многие из которых сочинил сам:

    — Передо мной стояла задача совместить современную музыку со стародавними белорусскими мелодиями. Музыкальное оформление создавалось под каждого персонажа. Например, Потеряшка — это хип-хоп, рэп-бит, Волк — техно, мир Ничыпара — композиции, состоящие из звуков шагов, внешних шумов, стародавней музыки. Там звучат лютня, флейта — эти инструменты специально записывали на студии, привлекали музыкантов, хотя большинство мелодий делал с помощью цифровых технологий. Музыка все еще в процессе создания. После каждой репетиции общаюсь с режиссером и вношу коррективы: что-то дописываю, сокращаю, свожу мелодии вместе.

    Кипит работа и в швейном цехе. Художник по костюмам Виктория Тя-Сен отдала предпочтение серому цвету и офисному стилю. Многое предстоит сделать и работникам сцены, чтобы зрители получили истинное удовольствие от просмотра спектакля.

    Тем временем

    В Молодежном театре репетируют еще две премьеры. Спектакль «Отель двух миров» ставит латвийский режиссер Гиртс Эцис по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Зрители смогут увидеть его 13 и 15 декабря.

    30, 31 декабря и 5 января на сцене спектакль-концерт «Кулисы нараспашку. Новогодняя икра». Режиссер Татьяна Аксёнкина. Готовят в театре и новогоднюю программу для детей, которая стартует 22 декабря. По традиции в Молодежном установят елку, вокруг которой Дед Мороз и Снегурочка вместе с ребятами будут водить хороводы. Помимо праздничного представления их ждут добрые красочные постановки «Аленький цветочек», «Приключения в Королевстве снов», «Морозко», «День рождения волка» и «Старая волшебная сказка».

    В декабре на новой сцене в здании на проспекте Машерова, 33, что недавно открылось после реконструкции, покажут два репертуарных спектакля: 1 декаб­ря — «Пижаму на шестерых», 2  декабря — нестареющую «Варшавскую мелодию». Однако переезжать в новое пространство сотрудники Молодежного не будут. Ожидается, что с января здание арендует другой столичный театр.

    Теги: 
    • {Нет тегов}