За что платим: за килограмм или за недовес?

  • Светлана Гиль, Наш край 89|2018 от 28 ноября 2018 Скачать номер 30 ноября 2018 14:07 Экономика Русский

    В республике изменили правила продажи отдельных товаров и работы предприятий общественного питания. Постановление Совмина № 824 от 14 ноября, которым приняты новшества, вступает в силу через три месяца.

    Честные ценники

    Очень важным для нас, потребителей, является пункт, в котором прописано, что все магазины, павильоны, автомагазины, интернет-магазины обязаны указывать на ценниках стоимость товара за килограмм и литр, а также продавать товары по цене, которая указана на ценнике.  Исключение – товары в определенном наборе, алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво, яйца, а также другие пищевые продукты, масса или объем которых составляет меньше 50 граммов или 50 миллилитров.

    Некоторые из изменений уже работают на практике во многих магазинах Барановичей, в чем мы убедились лично.

    Так называемые «честные ценники», на которых вместе с обычной ценой указана и та, во сколько обходится покупателю  один килограмм или один литр продукта, появились в некоторых магазинах еще в январе 2017-го. Такое предложение предприятиям торговли сделало Министерство антимонопольного регулирования и торговли для того, чтобы покупателям было легче сравнивать стоимость похожих или даже одних и тех же товаров в разных местах. Но до сих пор это правило носило лишь рекомендательный характер. Теперь норма закреплена документально.

    Мы прошлись по барановичским магазинам. Скажем сразу: цена за один килограмм или один литр продуктов питания была указана во всех предприятиях торговли, которые посетили. Но, как нам показалось, все же имеем право высказать несколько замечаний продавцам. Пока еще есть время, их можно исправить.

    142-й «Белмаркет» на проспекте Машерова является показательным в этом деле. Откровенно позавидовали живущим рядом с этим торговым предприятием горожанам. Красивая выкладка, свежий и разнообразный товар. Здесь можно купить всё и по доступным ценам. Масса товаров – по скидкам. Мы проходим вдоль полок и витрин магазина.

    На ценниках всех продуктов питания, вес которых ниже одного килограмма и меньше одного литра, обязательное указание внизу стоимости товара за один килограмм или один литр. Сориентироваться в том, дешевая покупка или дорогая, есть возможность и касаемо продуктов в мелкой таре. Например, здесь честно назвали и цену йогурта за 100 граммов.

    На какие только хитрости не идет теперь производитель, чтобы в море аналогичного на рынке товара не выделить именно свой. И сделать это в большинстве своём можно

    ценой. Вот и упаковывают предприятия-изготовители продукт не по стандартному, нормальному весу – 1 кг, а 865, 920 граммов, не один литр и даже не пол-литра,  а 410, 425 граммов. И потребителям кажется, что цены держатся на одном уровне, а вес-то уменьшается… Раньше пачка сливочного масла весила 200 граммов, теперь – 180. Между тем цена продукта осталась прежней. Она не выросла за пачку, но увеличилась за килограмм.

    Возле полки с крупами цену изучает пожилой мужчина. Вслух называет стоимость риса. Наблюдая за покупателем, подтверждаю: «Да, это самый дешевый». Но дедушка, хитро прищурившись, отвечает: «Так это же 700 граммов». Я в ответ: «Внизу – и цена за один килограмм». Мужчина, к сожалению, эту надпись не увидел: на ценнике стоимость риса за килограмм указана мелким шрифтом. Поэтому для человека с плохим зрением данная информация не имеет никакого смысла.

    Увы, нет цены за один килограмм и за один литр на больших ценниках товаров, которые участвуют в акции. Мне надо было подсчитать в уме, что выгоднее: один литр подсолнечного масла «Кубанская марка» за 2,89 рубля или 800 граммов «Кубанской долины» за 1,69, которая продавалась по скидке. Если уж быть честными с покупателями, то до конца – доверие к продавцу не потеряете.

    На кассе – по той же цене

    Многие покупатели не раз сталкивались с ситуацией, когда на полке магазина берут товар за одну цену, а на кассе оказывается, что его стоимость  другая. Дескать, цена увеличилась, а ценник переписать не успели и т.д. Постановление исключает данные конфликты. Магазины должны будут продавать товары по тем ценам, которые указаны на ценниках.

    Информация – на стенде и в меню

    Эта норма касается и работы предприятий общественного питания. Продукцию общепита обязаны отпускать по той цене, которая указана в меню.

    – Мы никогда от этого правила не отходили, – уверяет ведущий инженер-технолог предприятия «Общепит «Школьник» Марина Добыш. – Для того и составляется меню, чтобы посетители наших кафе могли точно знать, сколько и за что они платят.

    Узнать стоимость обеда или другой услуги, которой вы планируете воспользоваться в ресторане, кафе, столовой, можно будет не только в зале заведения общепита, но и вне его.  Чтобы потребитель ориентировался в услугах общепита, кроме того, предусматривается, что информацию об этих услугах, их стоимости и условиях оказания можно размещать на информационных стендах, баннерах и т.д.

    Интересно и то, что продавец вправе самостоятельно устанавливать в объектах общественного питания правила поведения для покупателей, не противоречащие законодательству.

    Бесплатная и качественная

    Сколько копий в своё время было сломано по поводу предоставления покупателям бесплатной упаковки. Сейчас это правило торговли незыб-

    лемо. Но иногда в маленькие и тонкие  бесплатные пакетики батон хлеба не вместить. Поэтому к действующей норме добавляется новое требование. Бесплатная упаковка должна быть качественной, обеспечивать сохранение качества и потребительских свойств товаров.

    Без коробейников?

    Кто ездит в обычных электричках и дизель-поездах, думаю, давно привык к разношерстным коробейникам. Какой только товар они не предлагают пассажирам! А самый популярный, пожалуй, – трубочки с вареной сгущенкой. Во время моего пути из Барановичей до Березы и обратно с этим товаром в электричку заходят несколько женщин разных возрастов. Они по нескольку раз из конца в конец поезда пройдут, предлагая сладкую выпечку. А к ней и чай, кофе, минеральную воду. У одной лоток аккуратный, да и сама женщина с виду опрятная. Примеров отравления купленными в электричке продуктами я лично не знаю. Но популярное лакомство никогда не покупаю: из обыкновенной человеческой брезгливости. Я ведь не знаю, на какой кухне все это приготовлено, какими руками…

    Лично у меня раздражения непрошеный сервис не вызывает. Мне кажется, к коробейникам в поезде уже привыкли и другие пассажиры. Во всяком случае, многие покупают у них и кофе, и те самые трубочки, и минеральную воду. Чего не скажешь об отношении к продавцам всякой всячины врачей-гигиенистов.

    Еще несколько лет назад на эту проблему обратили внимание специалисты Брестского областного центра гигиены и эпидемиологии. Но деятельность продавцов в электричках (по крайней мере, тех из них, кто зарегистрирован как ИП и платит налог) легальна, и проезд они оплачивают. А пассажиры и сами должны помнить, что за качество товара, который они купили в поезде у неизвестного продавца, никто ответственности не несет.

    Кардинально изменить ситуацию железнодорожники не могли: этого запрета  законодательство не предусматривало. Согласно Уставу железнодорожного транспорта, в пассажирских поездах допускалась продажа продуктов питания и других товаров в ассортименте, установленном перевозчиком. Это могут быть чай, кофе, постельные принадлежности. Правда, деятельность коробейников – совсем другое явление. Поэтому Министерство транспорта и коммуникаций предложило внести изменения в Устав железнодорожного транспорта, где одним из пунктов установлен запрет разносной торговли продуктами питания и другими товарами в поездах региональных линий экономкласса. В апреле этот вопрос был вынесен на общественное обсуждение, и любой желающий мог высказать свое предложение на сайте министерства.

    По информации железнорожников, мнения пассажиров разделились поровну. Те, кто «за», указывали, что им удобно, находясь в пути, купить ту или иную полезную мелочь. Другие отмечали, что это мешает их отдыху, а качество товаров не подтверждено сертификатами и вернуть их, в случае чего, некому.

    И вот постановлением Совмина в этом спорном вопросе поставлена точка. Разносную торговлю пищевыми продуктами разрешат только в поездах международных, межрегиональных линий и региональных линий бизнес-класса.  Главное требование – соблюдение установленных законодательством условий их хранения и продажи.

    – Как видим, поезда региональных линий экономкласса, то есть старые электрички и дизели, в этот список не попали, – обращает внимание заместитель начальника Барановичского отделения железной дороги Владимир Быцкевич. –  Значит, там разносная торговля будет запрещена.

    А мне даже жаль, что коробейников в моей электричке не будет.

    Бетоносмеситель не проверяем

    Любопытный пункт касается продажи некоторых строительных товаров. Так, с согласия покупателя продавцы могут не проверять комплектность и документацию строительных материалов, если для такой проверки необходимо вскрытие упаковки изготовителя.

    – Причина этого проста, – комментирует положение заведующая магазином «ОМА» на ул. Вильчковского Жанна Щасная. – Отдельные виды таких товаров упакованы изготовителем специальным образом, индивидуально, каждая деталь – в заводской смазке, фиксирует взаимное расположение изделий. Вот почему без повреждения упаковки другой возможности проверить комплектность и наличие документации нет. Если покупатель будет не против, мы не станем этого делать.

    При этом еще один пункт правил предлагает разрешить продавцу на свое усмотрение отпускать или нет расфасованные и упакованные изготовителем в потребительскую тару товары поштучно, на вес.

    –  Несмотря на то что продажа товаров поштучно приводит к товарным потерям и образованию неликвидных остатков, мы идем на такую торговлю, – заявляет Жанна Щасная. – Всё для покупателя – принцип нашей работы.

    Теги: