Поезд. Города. Вокзалы.

  • Татьяна Подлипская, Днепровская неделя № 50 от 12 декабря 2018 Скачать номер 12 декабря 2018 09:32 Калейдоскоп Русский

    Как быстро отопить холодный вагон, усмирить шумных пассажиров, не пропустить «зайца» и встретить Новый год в поезде, знает проводник из Могилева Елена Кулешова.

    Дом на колесах

    Елена Кулешова в детстве не один раз перечитывала повесть белорусского писателя Михася Лынькова «Міколка-паравоз». Ее также, как и главного героя, словно магнитом, притягивало к железной дороге, манили к себе поезда. Девочка всегда помнила и многие поучительные моменты этого произведения. Особенно то, что никогда добрые дела не пропадают зря. А повзрослев, стала работать проводником и воплотила в жизнь детскую мечту.

    — Эта профессия для тех, кто любит путешествия,  яркие впечатления, смену пейзажей за окном, общение с разными людьми, — считает Елена Кулешова. — Однако все это только внешняя сторона работы проводника. Помимо этого «хозяин вагона» должен обеспечить максимальный комфорт пассажирам, уметь работать с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией и т.п. Важно также всегда быть готовой к различным нестандартным ситуациям. Вот такая она, романтика большой дороги!

    Сегодня за плечами у Елены Анатольевны немалый опыт. Теперь она уже сама дает проверенные временем советы молодым коллегам. Хотя кажется, что совсем недавно Елена впервые отправилась в поезде Могилев—Минск в качестве стажера. Затем долгое время ездила по маршруту Могилев—Львов, Минск—Вильнюс, Могилев—Москва, Могилев—Адлер. Однажды был у нее рейс и до Челябинска.

     В пути Елене не раз доводилось встречать Новый год, праздновать 8 Марта, свой день рождения. А сколько интересных историй она слышала от пассажиров, сколько долгожданных трогательных встреч повидала на перроне?! Не исключено, что если Елена Кулешова возьмется за перо и откроет в себе писательский талант, то получится целая книга таких дорожных мемуаров.

    — Однажды в преддверии новогодних праздников в моем вагоне все места выкупили сотрудники одной организации — ехали во Львов на экскурсию. Ох, и веселыми оказались они людьми! Играли на гитаре, пели, шутили, веселились практически всю ночь. И что очень важно, не злоупотребляли алкоголем, — припоминает одну из своих поездок Елена Кулешова. — Песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» исполняли несколько раз подряд. Она стала хитом вечера. Дорога пролетела в одночасье, а позитивом такие пассажиры зарядили меня надолго. Когда же доводилось работать на 8 Марта, то в вагоне всегда держался пленительный аромат цветов, а пассажиры (особенно мужчины) непременно поздравляли с праздником. Столько в этот день услышишь комплиментов и пожеланий, что потом с улыбкой вспоминаешь их весь год!

    И хоть Елена Кулешова во время работы много раз бывала во Львове или Карпатах, насладиться живописными видами этих мест ей удавалась только в отпуске, на который она нередко планировала поездки именно сюда. Вот такой парадокс получается.

    — Когда поезд прибывает на конечную станцию, проводникам нужно сделать немало важных дел перед предстоящим очередным рейсом — убрать вагон, подготовить документы, осмотреть печь и т.п., — перечисляет Елена. — Поэтому времени на прогулки остается крайне мало. Только и успеешь в магазин заскочить и немного отдохнуть.

     Хозяйка вагона

     Отправляясь в путешествие либо в гости, некоторые из нас предпочтение отдают железной дороге. А вот Елена Кулешова в поезде провела, как шутит она, больше времени, чем у себя дома. Стук колес стал для нее привычной мелодией, которая нередко снится  даже дома.

    Возвращаясь из очередной дальней поездки, она обязательно привозит своим родным сладости, рассказывает им о том, сколько красивых пейзажей в этот раз промелькнуло за ее окном.

    Особенно нравятся Елене зимние ландшафты, укрытые пушистым белоснежным снегом. Словно в сказке, проносятся они вдали.

    — Самое тяжелое время для проводника зимой, когда ему необходимо обогреть вагон. Важно уметь растопить печь и поддерживать постоянную температуру. Печь мне топить раньше не доводилось, поэтому особенно сложно приходилось на первых порах. И уголь отбивала на морозе, и дрова колола, — припоминает Елена Анатольевна. — Потом набралась опыта, запаслась терпением, и больше меня никакие трудности не страшили. Ведь не зря среди коллег бытует шутка: если первую зиму отработал, то с железной дороги уже не уйдешь. Профессия проводника многогранная. Важно быть и грамотным специалистом, и хорошим психологом (чтобы в случае необходимости оперативно погасить конфликт между «забияками-пассажирами»), уметь оперативно и слаженно действовать во время нештатных ситуаций… Необходимо быть доброжелательным и коммуникабельным, уметь слушать и слышать. Порой отдельные пассажиры очень хотят «открыть свою душу» проводнику, ждут от него совета, поддержки… Другие же, напротив, — делятся своей радостью.

    Как вспоминает Елена Анатольевна, за годы работы ей не раз доводилось наблюдать на перроне трогательные встречи, в которых было столько эмоций!!! Некоторые постоянные пассажиры часто на улице здороваются. Хорошо запомнила она и одну свою пожилую пассажирку, которую всегда на перроне с цветами встречал внук.

     Сейчас Елена Кулешова работает кондуктором поезда бизнес-класса, который курсирует по маршруту Могилев—Коммунары. После ее звонкой фразы «Добрый день! Готовим, пожалуйста, билеты на контроль» пассажиры оперативно начинают предъявлять свои проездные документы.

    — Если при массовой посадке смотрим только  номер поезда, дату и время, то во второй раз, проверяя билет, сверяем номер посадочного места, детально проверяем документы для льготного билета, — уточняет Елена Кулешова. — Особенно весело в вагонах, когда едут студенты. От них заряжаешься положительными эмоциями.

    Всякий раз, возвращаясь из рейса, Елена Анатольевна с особой гордостью для себя отмечает: ей всего милее родной вокзал в Могилеве. От него недалеко и ее дом — всего в десяти минутах ходьбы. А там у женщины надежный тыл — ее семья. Вот уже тридцать пять лет Елена Анатольевна вместе со своим супругом Георгием Сергеевичем. Воспитали дочь, дождались двоих внуков. Старшей внучке уже семь лет, а младшему — только три месяца.

    Как признается Елена Кулешова, она в глубине души верит, что когда ее внучата подрастут, то будут с удовольствием путешествовать по родной стране на поездах, а в пути она будет им рассказывать свои истории.

    А пока же Елена Кулешова торопится в путь. Так получилось, что по графику в этом году ей предстоит встречать Новый год вновь в дороге. Рабочий день у нее 31 декабря и 1 января. Но она не расстраивается.

    — Работать в такой праздник мне не привыкать. А собраться семьей все вместе мы сможем в другой день. Важно вовремя подготовить родным подарки и сказать теплые слова, — считает она. — Как правило, в салоне поезда в новогоднюю ночь немало пассажиров. Когда стрелки на часах приближаются к полуночи, кто-то из них просто читает книгу или что-то пишет в смартфоне, кто-то пьет чай или задумчиво смотрит в окно… И не исключено, что среди них есть те, кто намеренно решил встретить Новый год в пути и начать новую жизнь в другом городе и с другими людьми. Пусть же предстоящий год для каждого будет самым счастливым!

    Татьяна Подлипская.

    Теги: 
    • {Нет тегов}