Слесарь, тракторист, штукатур: каким профессиям теперь обучают в школах

  • Мария Ильенкова, Наш час 16 марта от 16 марта 2019 18 марта 2019 12:16 Общество Русский
    Еще недавно ты ходил в школу. Сидел за партой 45 минут, которые, казалось, тянулись целую вечность, и под размеренный голос учителя думал о том, как вскоре пойдешь в университет, а потом — на работу. Но до этого нужно было сначала отучиться в школе, получить высшее или среднее специальное образование и только после всего этого что-то делать самому. Целая вечность. Что в школе можно получить профессию тогда и мыслей не было. А теперь такая возможность — не мечта, а реальность современного старшеклассника.

    Сейчас в школах дети могут сами выбирать: кто-то предпочитает профильные классы, где изучают предметы на повышенном уровне, а кто-то остается в так называемой «базе», где нет углубленного изучения. Но это не значит, что они будут знать меньше: с начала текущего учебного года для школьников 10—11 классов, изучающих все предметы на базовом уровне, введен предмет «Трудовое обучение».

    Все новое — хорошо забытое старое, уже привычно говорим мы. Но не в этом случае. Современные «труды» не просто научат девочек вышивать крестиком, а мальчишек — делать табуретки. В рамках этого предмета реализуется образовательная программа профессиональной подготовки, то есть каждый, кто его изучает, сможет обучиться какой-либо профессии. Например, для мальчишек это профессии «тракторист-машинист категории А», «столяр», «штукатур», «слесарь по ремонту автомобилей». У девочек же выбор пока не велик: их обучают только навыкам швеи. В планах — больше, но пока не хватает специалистов, ведь преподавать этот предмет могут только педагоги, имеющие определенную квалификацию.

    Навыкам выбранной профессии школьников будут учить два года по 6 уроков в неделю. Правда, теперь придется встречаться с преподавателями и в субботу, именно в этот день проводятся все шесть часов обучения. После двух лет усердных занятий мальчишки и девчонки будут сдавать экзамен. В состав экзаменационной комиссии войдут специалисты не только школ, но и те люди, которые могут оценить умения и навыки старшеклассников — профессионалы со стажем. Они в большей степени и решат: присваивать разряд ученику или нет. При успешной сдаче экзамена выпускник получит квалификационный разряд. Это огромный плюс для тех, кто не сумел поступить после 11-го класса, так как из школы они выходят уже профессионально подготовленными специалистами, которые сразу могут идти работать.

    Проходят занятия в разных учебных заведениях района. Так, на базе Волковысского государственного аграрного колледжа учатся будущие штукатуры. Чтобы увидеть ребят «в процессе», заглядываем в кабинет посередине урока. В классе стоит гул: работа идет полным ходом. Только изредка слышны указания преподавателя, который не дает ребятам «филонить».

    «Я обучаю 14 десятиклассников: пять из СШ № 2, четыре приезжают из Матвеевцев и один — из Подороска. Автобус привозит ребят к 9.00, а забирает только к 14.30. Специально оборудованные кабинеты помогают им выполнять все нужные работы. Проблем с ребятами нет. Все дисциплинированные. Если и пропускают занятия, то только по уважительной причине. Понимают, что в будущем эти знания им пригодятся», — рассказывает мастер производственного обучения Юрий Бородинский.

    На каждом занятии ребята изучают что-то новое. Но неизменно одно: сначала они получают теоретические знания, потом применяют их на практике. Сегодня, например, учат набрасывать и разравнивать раствор различными инструментами.

    «Поначалу было тяжеловато, потом привыкли. В такой компании работать хорошо. Все объясняют доступным языком и показывают на примерах», — признается ученик Матвеевского учебно-педагогического комплекса детский сад-средняя школа Никита.

    В следующем году учеников ждет и производственная практика. В течение 20 дней у них будет возможность показать себя «в деле» на различных предприятиях. А после окончания курса школьникам присвоят 3-й разряд штукатуров.

    Вместе с будущими штукатурами отправляемся в соседний кабинет. Там за партами усердно конспектируют слова преподавателя слесари по ремонту автомобилей. Главный плюс занятий — упор на практику, из шести часов ей отведено четыре.

    «Производственное обучение включает в себя все слесарные операции. Также обучаем ремонту, который подразумевает  разборку двигателя, ходовой части, трансмиссии. Сначала показываю и разъясняю все тонкости слесарных работ на плакатах. Потом под моим руководством ребята отрабатывают знания на специальных макетах», — рассказывает мастер производственного обучения Виталий Пекарский.

    Кроме этих профессий обучают парней и еще одной, не менее интересной, — «тракторист-машинист категории «А». Обучение проводит центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих Волковысского райисполкома, но на базе того же аграрного колледжа.

    В классе только заинтересованные лица, стараются не упустить ни одного слова преподавателя. Пока 14 человек запоминают, как устроен трактор, один пробует его в деле — занимается на автодроме с инструктором. Такие занятия приходятся школьникам «по вкусу», не жалуются и на организацию уроков:

    — Учимся ездить, выполняем различные маневры. Есть и время для отдыха, а после третьего урока нас отвозят обедать. Сначала было немного страшно, — признается ученик Росской школы № 1 Егор,— все-таки техника габаритная. Но на практике все довольно легко. Эти знания обязательно пригодятся потом. В целом, уроки проходят интересно, а главное — с пользой.

    Отличным бонусом к полученным знаниям для ребят будет возможность получить права и на другие категории. Учиться еще раз необходимости нет. Для этого им достаточно прийти в ГАИ, показать свои знания в теории и доказать их на практике.

    И теперь уже вряд ли бывшим одиннадцатиклассникам на работе скажут «Забудьте все, чему вас учили в школе».

    Теги: 
    • {Нет тегов}