Дзюдо: воспитание характеров

  • Геннадий АЛЕКСАНДРОВ, Могилевская правда № 18 от 03 мая 2019 Скачать номер 03 мая 2019 11:51 Спорт Русский

    В квартале жилых домов по могилевскому бульвару Непокоренных под уютной сенью деревьев расположилось здание, которое здешние старожилы называют «борцовскими залами». Мой коллега по редакции в советском еще детстве ходил туда заниматься вольной борьбой. Правда, недолго — получил травму и ушел из спорта. Но помнит, что борцы тогда выступали от спортобщества «Красное знамя». И что в принципиальных схватках на ковре «краснознаменцы» нередко одерживали верх над соперниками из «Динамо» и «Спартака».

    –Наша спортшкола действительно когда-то относилась к ДСО «Красное знамя», — подтверждает директор городской СДЮШОР №3 Виктор Титов. — Почти 2 года назад отметили ее 50-летний юбилей. Здесь готовили не только борцов, но и футболистов, лыжников. А сейчас у нас школа единоборств — культивируются 5 видов спорта: вольная борьба, дзюдо, самбо, бокс, таэквондо. Ну а поскольку работу школы оценивают по результатам, то наибольшие достижения — у борцов—вольников и дзюдоистов. Всех побед наших ребят не перечислишь, но если говорить о международных соревнованиях, то только в прошлом году наши воспитанники борец Роман Читадзе и дзюдоист Виктор Кляусов выиграли бронзовые медали на чемпионатах Европы среди спортсменов до 23 лет, а дзюдоист Артем Колосов стал двухкратным чемпионом III Олимпийских юношеских игр, чемпионом Европы и обладателем Кубка Европы среди кадет. Звание чемпионки мира среди кадет по самбо завоевала Анастасия Скворцова… Планируется, что Роман Читадзе, дзюдоисты Дмитрий Миньков и, возможно, Артем Колосов выступят на Европейских играх в Минске.

    За достижениями и наградами — не только талант и трудолюбие спортсмена, но и ежедневная тренерская работа. Есть категория людей, которые считают, что каждый должен заниматься своим делом и идти по выбранному жизненному пути, каким бы трудным он ни был. Виктор Титов как раз из этой когорты, о том, что связал свою жизнь со спортом (в свое время он был призером республики по вольной борьбе), ни разу не пожалел. После завершения спортивной карьеры он начал тренировать детей и, став директором СДЮШОР, создал сплоченный и дружный коллектив наставников, нацеленных на достижение максимальных результатов. Каких? Вырастить чемпионов? Это в идеале. Кредо Титова: настоящий тренер должен прежде всего воспитать из своего ученика хорошего человека и только потом — чемпиона. Собственно, и традиции спорта нацелены на это. Взять то же дзюдо — в нем изначально заложены благородство и принцип самосовершенствования, кодекс чести. Обязательное условие для каждого дзюдоиста, подчеркивали тренеры, — уважение к учителю, старшим и более опытным товарищам, в ответ — их благожелательность и помощь.

    Обучать детей дзюдо в СДЮШОР начали после того, как этот вид спорта стал олимпийским. А первым тренером юных спорт­сменов, между прочим, стал бывший борец-вольник. Не стоит удивляться, захваты, броски через бедро есть во всех видах борьбы — от вольной и греко-римской дзюдо отличается меньшим применением силы при выполнении приемов и большим разнообразием технических действий. Ну и, понятно, внешней атрибутикой.

    — Через нашу школу не одно поколение спортсменов прошло, —  говорит Виктор Титов. — И, я думаю, что борцовский характер, моральные качества, вырабатываемые на тренировках, соревнованиях, в освоении любой профессии помогут. Недавно меня на улице остановил человек: «Я у вас занимался!» Поговорили, пусть больших высот в спорте он не достиг, зато стал классным хирургом. И этот выбор он сделал в том числе благодаря качествам, которые приобрел, занимаясь спортом.

    В СДЮШОР исходят из принципа: нет абсолютно бесталанных учеников, к каждому нужно найти подход. Когда дети маленькие (а набор в дзюдо, например, с 8 лет), тренеры подходят ко всем одинаково, появляется у них небольшое мастерство— начинается индивидуальная работа. И с первых дней ребята усваивают главный урок — добиться результата можно только упорным ежедневным трудом. «А если я пропущу одну тренировку, мне ничего не будет?» — спрашивал маленький спортсмен своего тренера. «Да, ни побед, ни наград, ни славы — ничего не будет», — ответил наставник.

     Вначале, рассказывала тренер Ирина Климко, малышей обучают основам акробатики и гимнастики — правильно двигаться и падать, кувыркаться, отжиматься от пола, подтягиваться на перекладине. Плюс различные подвижные игры. И только примерно через год они начинают осваивать специальные упражнения: броски, удары, сковывание соперника. Вместе с техникой боя отрабатываются гибкость, скорость, ближе к подростковому возрасту — сила и выносливость. Чтобы подготовить хорошего спортсмена, способного достойно выступать на соревнованиях республиканского и международного уровня, требуется 8—10 лет. Но вообще свою судьбу с профессиональным спортом связывают только единицы из подававших надежды. И обычно тренер сразу видит, дано человеку стать классным спортсменом или нет. Но занимается со всеми ребятами. А потом — «естественный отбор»: кто-то уходит в самом начале, поняв, что спорт это не «праздник», а большей частью «черновая» и порой нудная работа, требующая терпения и серьезных усилий над собой, кто-то — позже, когда убеждается, что для покорения спортивных вершин у него не хватает способностей.

    — Но в любом случае занятия спортом во благо детям, — подчеркнула Ирина Климко. — Если говорить конкретно о дзюдо и самбо, то физподготовка в процессе тренировок позволяет формировать, по сути, все группы мышц. Ну а отработка приемов, техники борьбы  развивают координацию движений, гибкость и пластику, быструю реакцию. А также память, аналитическое мышление, расчетливость действий, ведь когда ты выходишь против соперника — никогда не знаешь, насколько он подготовлен и на что способен. Каждый раз в ходе поединка надо решать разные борцовские головоломки, так что борьба, конечно, не шахматы, но все-таки не только силовой, но и интеллектуальный вид спорта.

    Ирина Климко — мастер спорта, обладатель черного пояса, в спорте более 20 лет, 7 из которых тренирует детей. Когда она была школьницей, в класс зашли тренеры по пулевой стрельбе и дзюдо, пригласили заниматься. Ирина с подружкой (обе были энергичными и подвижными девчонками) решили попробовать себя в заманчивом японском единоборстве. Подружка после трех лет занятий не выдержала нагрузок, жесткого режима и покинула спорт. Ирина осталась. «Наверное, из-за врожденного упрямства и терпения — если что-то не получалось, тренировалась до тех пор, пока не добивалась результата, — улыбается она. — И еще мне повезло с тренером — Татьяной Старовойтовой, она очень любит дзюдо, полностью отдается работе. И мы брали с нее пример. Она была больше чем тренер: держала нас в ежовых рукавицах, но и знала, кто как живет и чем дышит, поддерживала связи с родителями и со школьными учителями, оценки в дневниках проверяла. Нас воспитывали и в том духе, что спортсмен, если он чего-то хочет добиться в спорте, должен постоянно учиться, развиваться не только физически, но и интеллектуально — чем больше разносторонних знаний, тем гибче мышление. Способен спортсмен обескуражить соперника нестандартными действиями, значит, больше шансов победить. А мне нравилось выигрывать. Конечно, были проигрыши, досадные неудачи, но когда одерживаешь победу, стоишь на пьедестале, эмоции просто захлестывают. И хочется выигрывать снова».

    Ирина побеждала на республиканских турнирах, в 2007 году стала серебряным призером первенства Европы, параллельно училась в училище олимпийского резерва, окончила университет. Теперь передает знания и умения детям. Не каждый спортсмен, кстати,  может стать тренером. А хороший детский тренер вообще «штучный товар». У Ирины — получается, ей интересно работать с детьми, «шлифовать» их характеры, видеть, как они растут на твоих глазах. Бывает, родители (особенно мамы из неполных семей) приводят к тренеру своих детей с единым желанием: «Сделайте из него человека!» Что ж, как учили ее, так и она теперь внушает воспитанникам, что стать лучше и сильнее можно только благодаря упорному труду, что всегда нужно стремиться к победе.

    И большая удача для тренера — найти талантливого ученика, который способен постоянно работать над собой и добиваться результата. Бывает ведь как: есть вроде талант — нет трудолюбия, есть трудолюбие и воля — нет таланта… Однажды, когда Ирина Климко занималась с юными дзюдоистами в спортзале 39-й школы, туда заглянул мальчишка: «Можно, я посмотрю?» Тренер пожала плечами: «Посиди, посмотри». В следующий раз пацан попробовал вместе с борцами делать акробатику, а затем и вовсе попросил «записать в секцию». Хоть начинать в 11 лет вроде как и поздно,  тренер решила его взять. Тем более, что мальчишка был неплохо развит физически — занимался воркаутом, обладал хорошей ловкостью и быстрой реакцией. Артем Колосов (так звали мальчугана) быстро втянулся в занятия. Если многие из группы овладевали 5—6 бросками из арсенала дзюдо в течение года, то он их освоил за 2 месяца. А еще парень оказался с характером, на соревнованиях боролся до конца, даже если исход поединка был предрешен не в его пользу — для выигрыша ему тогда не хватало техники и опыта. Потом пришли и победы, стало ясно, что у Артема большие способности. Важно было развить талант. «После двух лет занятий с Артемом я поняла, что для совершенствования его мастерства нужен опытный профессионал, готовящий ребят к выступлениям на уровне спорта высших достижений, — рассказывала Ирина Климко. — Таких тренеров мы нашли в Новополоцком училище олимпийского резерва. В Новополоцке Артем за четыре года прошел путь от разрядника до мастера спорта международного класса, чемпиона Европы и юношеских Олимпийских игр. И все это время мы поддерживали и продолжаем поддерживать связи и с Артемом и с его тренерами. Очень приятно было, когда в разговоре он вдруг сказал, что хочет стать тренером — значит, спорт его серьезно «зацепил».

    Говорят, нынешнее поколение — не то, что прежнее. Мол, дети нынче даже на улицу не рвутся, сидят дома, уткнувшись в гаджеты. И физические данные — «диванные». Что ж, плох тот тренер, который не способен заинтересовать и увлечь детей спортом. А коль есть хорошие наставники, то не все так плохо. На прошедшей недавно спартакиаде ДЮСШ Беларуси по дзюдо среди спортсменов 2001—2003 годов рождения воспитанники могилевской СДЮШОР №3 заняли третье командное место, завоевав три золотые и одну бронзовую медали. Победителями турнира стали Артем Колосов, Анастасия Скворцова и Валерия Хрущева. Запомним эти имена.

    Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.

    Теги: 
    • {Нет тегов}