Остановка с «сюрпризом»

  • Галина ХИТРИКОВА, Могилевская правда № 20 от 16 мая 2019 Скачать номер 15 мая 2019 17:29 Калейдоскоп Русский

    Транспортную систему крупного населенного пункта часто сравнивают с кровеносной системой живого организма, тем самым подчеркивая важность ее удобного и бесперебойного функционирования. Но в суете повседневных забот не всегда руки доходят до того, чтобы проанализировать имеющийся результат, выявить незначительные, на первый взгляд, мелочи.

    Так, например, сами могилевчане вряд ли замечают, что в городе есть несколько троллейбусных и автобусных остановок под названием «Площадь Ленина», «Школа», «Бульвар Непокоренных». И не было бы в этом ничего особенного, если бы они не были расположены на разных магистралях, что усложняет ориентацию для гостя города. В итоге — раздражение и неприятное впечатление о пребывании в нем. На эти «сюрпризы» при перемещении по территории областного центра обратили внимание могилевские гимназистки — ученицы 11 класса Могилевской городской гимназии №1 Мадина Дробудько и Валерия Радкевич. Более года назад они под руководством учителя белорусского языка и литературы Юрия Колосовского взялись за исследовательскую работу, посвященную названиям остановок общественного транспорта в городе.

    Идея увлекла их настолько, что и после презентации итогов коллективного труда на городском конкурсе было принято решение на этом не останавливаться и продолжить изучение транспортной сети Могилева. На то, что в ней имеются недостатки разного характера, обратили внимание еще на начальном этапе исследовательской работы.

    — Первое, что бросилось в глаза, была схема движения транспорта, размещенная в троллейбусах. Изучив ее, поняли, что она частично не соответствует действительности: названия на схеме отличаются от тех, которые есть на табличках остановок, и от тех, которые объявляются в транспорте. При этом только за последние несколько лет мы сами были свидетелями ряда изменений в названиях остановок, то есть процесс этот перманентный и требует к себе внимания и системного подхода, — поделилась результатами наблюдений Мадина Дробудько.

    Чтобы иметь полное представление о системе названий остановок, учащиеся гимназии решили создать каталог всех остановочных пунктов троллейбусной сети. Их оказалось более 80. Соотнесли все названия со схемой, сделали выводы, сформулировали свои предложения по упорядочению системы.

    — На эту работу ушло порядка полутора лет, — рассказывает Валерия Радкевич. — Процесс оказался хоть и трудоемкий, но интересный. Наладили сотрудничество с городским троллейбусным парком, где нам предоставили всю необходимую информацию. При этом выразили заинтересованность в едином подходе к названиям остановок.

    К сожалению, ушли в прошлое такие «изюминки» Могилева, как магазины «Театральный», «Огонек», «Белорусский», «Спутник». Они в свое время не только формировали индивидуальность города, а и выполняли функцию ориентира. Сегодня, особенно в спальных районах, где из «приметных» объектов, как правило, только различные торговые центры, бывает достаточно сложно найти нужное здание. А если еще и названия остановок вносят дополнительную сумятицу, в отдельных районах областного центра потеряться может и коренной могилевчанин. Поэтому главная цель юных исследователей — создать единую систему названий остановок общественного транспорта, которая сделает город более комфортным в плане передвижения по его территории. Разработанный ими подход включает несколько предложений. Например, избегать использования в названиях аббревиатур, не употреблять слово «улица», не использовать полные названия предприятий и организаций.

    — Все эти предложения основаны на опыте других городов, регионов и стран, — поясняет Юрий Колосовский. — Например, не используется слово «улица» в названиях остановок в Минске. А у нас, например, остановки «Улица Южная», «Улица Залуцкого» находятся на проспекте Димитрова и указывают на то, что рядом с ними имеются соответствующие улицы. Также мы заметили, что в Гродно в названиях остановок не используются аббревиатуры, поскольку такие слова, как «Открытое акционерное общество» только перегружают названия. В Витебске же в наименовании остановок не употребляется полное название предприятий и организаций. Например, «Універсітэт харчавання» уже достаточно информативно. Зачем же тогда называть остановку «Магілёўскі дзяржаўны ўніверсітэт харчавання»? Полезным будет использование числовой идентификации остановок одного узла: четная цифра сообщает о следовании транспорта в направлении к центру города, нечетная — в противоположную сторону. Ведь как, скажите, встретиться со знакомым на остановке «Рэстаран «Ясень», если их сразу четыре на одном перекрестке? А вот если они будут иметь номера от 01 до 04, будет гораздо проще.

    Неплохо было бы, по его мнению, вообще поменять названия некоторых остановок. Зачем?

    — Опыт других городов говорит о том, что одинаковые названия вносят путаницу. В Могилеве, кстати, такие объекты тоже есть. Они Мадиной и Валерией внесены в единый список предложений с вариантами замены. Там же есть объяснения нашим предложениям, — продолжает Юрий Колосовский. — Например, мы предлагаем троллейбусную остановку «Бульвар Непакораных» на улице Габровской переименовать в «Мяшчанскія Палосы» — так называется ближайшая улица, потому что название «Бульвар Непакораных» уже есть у другой остановки на улице Островского. На наш взгляд, практичнее название остановки по проспекту Шмидта «Гаражны масіў» заменить на «Перакопскі» — так называется ближайший переулок, поскольку остановка «Гаражны масіў» уже есть на улице Кутепова. А остановку «Хлебазавод «Дамачай» на улице Челюскинцев, можно переименовать, например, на «Прадпрыемства «Мажэліт», чтобы избежать путаницы с названием остановки «Кампанія «Дамачай» на улице Космонавтов. Также предлагаем максимально уйти в наименованиях остановок от названий магазинов, так как они часто меняются, а в итоге теряется ориентир и вносится неразбериха. Тем более, что в городе есть объекты культуры и культурного отдыха, которые, являясь хорошими ориентирами, не присутствуют в названиях остановок. Поэтому остановку по проспекту Шмидта «Торговый дом «Славянский» предлагаем сменить на «Кастрычніцкі парк», а «Торговый центр «Перекресток» по Пушкинскому проспекту — на «Кінатэатр «Космас». Опять же, чтобы избежать путаницы, остановки с названиями «Прахадная», а их несколько, заменить на «Прахадная «Магілёўхімвалакно», «Прахадная «Трансмаша» и так далее.

    Несколько наших предложений касаются исправления допущенных ошибок. Например, в ходе создания фотокаталога остановок учащиеся заметили, что в их названиях «Плошча Леніна», «Вуліца Піянерская», «Дыягнастычны цэнтр», продублированных белорусской латиницей, допущены орфографические неточности. А названия некоторых других остановок, например, «Кінатэатр «Чырвоная Зорка», дублируются на английском. Считаем, что правильнее выбрать один вариант. Нужно также исправить ошибку в уточнении названия остановки «Траецкая набярэжная»: «па затрабаванню» на «па патрабаванню» — именно такой вариант является правильным.

    Изучив в деталях особенности функционирования городской транспортной системы, мы также пришли к выводу о том, что схема движения транспорта должна размещаться и на остановках. Для гостя Могилева это крайне необходимо: детальное ознакомление с ней, возможность сфотографировать на телефон, определяя, свой маршрут следования, помогает оперативно ориентироваться на местности, находить нужные объекты в городе и с удовольствием пользоваться общественным транспортом. Безусловно, наши предложения, а также варианты переименования остановок могут быть спорными, и в дальнейшем специалистам решать — принять их или отвергнуть. Главная цель исследовательской работы — предложить единый подход к номинации остановок общественного транспорта, сделать систему названий остановочных пунктов более понятной, логичной и удобной в использовании. И те, кто приезжает в город впервые, уверены, это оценят.

    Кстати, члены исследовательской группы, по словам ее руководителя, провели анкетирование среди учащихся гимназии, а также опрос в социальных сетях, чтобы узнать мнение могилевчан о вариантах предполагаемых названий. В итоге их предложения поддержали 346 человек из 370 опрошенных. Результаты своей исследовательской работы, а также предложения по совершенствованию системы названий остановок городского общественного транспорта учащиеся гимназии представили в городскую топонимическую комиссию. Ее члены выразили благодарность за проделанную работу и сообщили о намерении ходатайствовать перед отделом энергетики и транспорта Могилевского горисполкома рассмотреть предложения учащихся, привести в соответствие схему движения транспорта и названия отдельных остановочных пунктов, передать в распоряжение комиссии по топонимике и увековечиванию исторического и культурного наследия список остановок с предложениями по замене названий для рассмотрения.

    Не так давно свою работу Мадина Дробудько и Валерия Радкевич представили на республиканском конкурсе работ исследовательского характера учащихся по учебным предметам. По его итогам они в списке победителей — диплом 2-­й степени!

    Галина ХИТРИКОВА.

    Теги: 
    • {Нет тегов}