Знания – как и небеса – принадлежат всем

  • Елена Кукшинская, Могилевские ведомости 082 от 22 октября 2019 Скачать номер 22 октября 2019 14:55 Общество Русский

    У нас сразу два «журавля»! С этих слов начинают презентацию гимназии в Осиповичах. Речь идет о финалистах республиканского конкурса «Учитель года», членах клуба «Хрустальный журавль» – учителе русского языка и литературы Татьяне Амбрушкевич и учителе английского языка Татьяне Крепской. Согласитесь, для одной школы в райцентре такое представительство в педагогической элите страны – повод для гордости.  Чтобы перечислить все свои достижения, Татьяна Амбрушкевич достает «шпаргалку». Разве вспомнишь все победы на республиканских и международных конкурсах педагогического мастерства! Учитель-методист, отличник образования, а совсем недавно Общественной Палатой Союзного государства Татьяна Амбрушкевич была отмечена в номинации «Сердце, отданное детям».

    Мастерство учителя – успех ученика. На протяжении последних лет учащиеся Татьяны Львовны становились победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», дипломантами международных олимпиад и конкурсов, стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи:

    – В своей педагогической деятельности я объединила методический почерк любимых учителей родной СШ №21 г. Бобруйска – учителя русского языка и литературы Г.А.Пархоменко и учителя физики Н.А.Усовой. От своей учительницы по физике я переняла логичность, системность изложения материала, а от филолога – любовь к искусству слова.

    Сегодняшние дети не читают. Это поколение Z – необычное поколение. Мальчишки и девчонки взрослеют в эпоху демотиваторов, инфографики и фото в соцсетях. Они не рассказывают, как живут, а показывают. Предпочитают смотреть, а не читать. Привычка к зрительной информации атрофирует способность мысленного представления. Картинки, фильмы и игры дают готовые для проглатывания образы, в то время как текст художественный требует интеллектуальной работы. Сделать текст понятным, а урок действительно интересным можно с помощью приемов визуализации информации. Мои ученики создают постеры, коллажи, граффити, рисованные символы, то есть выражают свое понимание художественного текста и отношение к нему с помощью красок, кисточки и бумаги.

    Скажем, классику я не предлагаю читать летом. Но дети с удовольствием читают произведения авторов XXI века. В классической литературе мы находим современное звучание. Девочки рассуждают, за кого бы они вышли замуж: за Андрея Болконского или Пьера Безу­хова. В Раскольникове узнают нигилизм и эгоцентризм своего поколения.

    Рассуждая про героев романа «Отцы и дети», школьники обнаруживают те же проблемы во взаимоотношениях со своими родителями, что и сто лет назад. И, конечно, они охотно играют в менеджеров: задача – продать книгу, а для этого нужно заинтересовать покупателя. И последнее, любовь к книге должен нести учитель: увлеченность заразительна.

    Стали ли дети другими? Нет. Дети остаются детьми, но изменилось общество. Сегодняшние молодые люди – из социальных сетей. Им нужны «лайки», они хотят получать бонусы, быть популярными, не прикладывая особых усилий. Это с одной стороны. Но с другой стороны, современные дети – это дети сегодняшнего мира, который изменяется стремительно, и нам, учителям, надо за ним успевать, а значит, успевать и за нашими учениками.

    Почему возникает проблема статуса учителя, а конфликты между педагогами и учениками вызывают общественный резонанс? Родители, к сожалению, чаще слышат только своего ребенка, а нужно, чтобы взаимоотношения были в виде треугольника «учитель–ученик–родители».

    У семьи и учителя должны быть инструменты взаимодействия, отношения должны строиться на сотрудничестве и доверии. Нужно искать компромисс и понимать, что дело у нас общее – воспитание и образование ребенка.

      Каждый четвертый выпускник гимназии, поступивший в вуз в прошлом году, выбрал педагогическую специальность, – с гордостью рассказывает директор гимназии Светлана Мамсикова:

     – Среди гимназистов пользуется популярностью факультативный курс «Введение в педагогическую профессию». Три четверти педагогов гимназии имеют высшую и первую квалификационную категорию. А в нашем коллективе пятеро учителей – наши бывшие ученики. День родного языка в нашей гимназии отмечают не раз в году, а каждый день. Ведь это единственная белорусскоязычная гимназия в области. Наших выпускников всегда замечают в вузах: «Откуда такое владение «мовай»?» И мы очень гордимся, что вносим такой вклад в популяризацию родного языка. И в обществе «мова» набирает популярность. Приятно слышать ее на телевидении, в городском транспорте, в магазинах, но этого недостаточно. Сейчас белорусскоязычные группы уже открываются и в детских садах. Мы отмечаем белорусские народные праздники, приглашаем в гости белорусских писателей, создали этнографический уголок «Беларуская хатка». Речь идет не просто об изучении языка, но и о формировании национального самосознания. Именами наших гимназистов названы астероиды № 17039 и № 17004. В 2003 году одиннадцатиклассники Максим Синькевич и Евгений Евсеенко представили свой проект на международной олимпиаде по математике. Это была «Задача о мухе». И вот после успешного выступления (защищали они, кстати, свой научный проект на английском языке) в честь них назвали малые планеты. Мы храним свидетельства Массачусетской обсерватории, и к каждому приложены карты звездного неба с отмеченными траекториями планеты Синькевич и планеты Евсеенко. Около 40% наших гимназистов 9–11 классов состоят в научном обществе «Поиск». Они под руководством педагогов ведут исследовательские работы, все вместе работают над какой-то научной задачей. Вот сейчас на областной уровень прошли наши три проекта: по физике – о свойствах молока, по английскому – об особенностях заданий на ЦТ, а по обществоведению – совместный проект со школой-интернатом для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата об инклюзивном образовании. Конечно, профессия учитель – это призвание. Когда работа нравится, энергия и время найдутся. С детьми надо говорить так, чтобы они тебя слушали, и слушать их настолько внимательно, чтоб они хотели с тобой общаться. Каждый ребенок одарен, и задача школы увидеть этот талант и помочь ему развиться.

    Раньше осиповичские гимназисты славились победами на соревнованиях по плаванию: бассейн расположен рядом с гимназией, и раз в неделю ребята оттачивают технику баттерфляя и брасса. А с этого учебного года здесь еще создали футбольный клуб. Физрук Александр Шилец раньше играл в высшей лиге, был тренером по футболу в местной спортивной школе, а теперь в его кружке в гимназии – аншлаг:

    – Это совместный проект с Белорусской федерацией футбола. По всей стране было отобрано 10 школ, в которых созданы клубы. Мне нужно было набрать 16 ребят, а изъявили желание полсотни – взял всех. Девочек тоже очень много. Федерация поможет спортинвентарем и формой. Кстати, в Осиповичах уже два поля с искусственным покрытием – можно играть практически круглый год. Через год в столице пройдет фестиваль футбола. Мы, конечно, рассчитываем на победу! Хотя суть этого проекта не в призовых местах, а в популяризации массового футбола.

     Гимназия в Осиповичах отмечает юбилей – 25 лет. Торжества с концертом, сладким столом и встречей выпускников пройдут в конце октября. В честь гимназистов назвали планеты, а сколько звезд зажигают люди, чье призвание – учитель! Ведь помочь раскрыть в себе какой-то талант, найти себя – это как рождение звезды.