Труба под благоустройство

  • Геннадий АЛЕКСАНДРОВ, Могилевская правда № 45 от 08 ноября 2019 Скачать номер 11 ноября 2019 13:58 Экономика Русский

    В могилевском микрорайоне Юбилейный несколько лет назад приступили к благоустройству дворовых территорий. В том числе расширили проезжую часть вдоль домов, уложили асфальт, установили новые бордюры. Красота!

    Но счастье жильцов одного из домов длилось недолго. Как раз там, где радовал глаз ровный асфальт, энергетики вырыли канаву, чтобы поменять участок теплотрассы. Грязь, неудобство для жителей, вынужденных обходить неожиданное препятствие по газону, опасность для детей — траншея была огорожена только легкой ленточкой. А автомобилистам и вовсе пришлось ездить в объезд дома. «Сначала отремонтировали дорогу, потом разрушили, теперь опять строить будут», — возмущались люди. После проведенных работ траншею энергетики засыпали, через пару недель здесь кое-как вручную положили и разровняли асфальт — через полгода на этом месте просел грунт, образовалась ямка… Словом, оправдалась народная примета: положили асфальт, значит, в скором времени начнут менять трубы.

    Но если проезжую часть худо-бедно восстанавливают, то там, где «раскопки» делали на тротуарной дорожке все, бывает, сложнее. Раскопали яму, разрушили асфальт, зарыли — осталась земля, колдобины. Можно назвать немало «точек» в городе, где после  устранения аварий на коммуникациях или на месте проведенных работ прежний асфальт сменяет  в лучшем случае щебеночное покрытие.

    — Ну, а как без раскопок поменять трубу? — пожал плечами один из специалистов-теплоэнергетиков. — Что обычно происходит? После окончания отопительного сезона проводятся гидравлические испытания тепловых сетей, где-то обнаруживается порыв — наиболее вероятен он там, где сети прокладывались 30 и более лет назад. Ну да, по большому счету, прежде чем  проводить благоустройство старых дворов, не мешало бы сначала сетевое хозяйство в порядок привести. Но где на это деньги взять?

    Понятно, в  крупном микрорайоне вроде Юбилейного, который начал застраиваться полсотни лет назад, невозможно поменять перед благоустройством территорий все отслужившие срок инженерные сети. А если все-таки перед началом работ проверить теплотрассы, а потом «точечно» заменить проблемные участки — там, где наиболее  вероятны порывы? Ведь кроме тех же гидравлических испытаний есть и другие методы проверок — к примеру, контрольные вскрытия сомнительных участков с измерением толщины металла или акустическая томография теплосетей.

    Случается и такое: в новом жилом массиве построили дорогу и вскоре ее … разрушили, дабы проложить теплотрассу. Подобное  несколько лет назад было в могилевском микрорайоне Спутник. Как выяснилось, теплоэнергетики не знали о планах дорожников, и наоборот. Разрушенный дорожный участок пришлось восстанавливать — городскому бюджету был нанесен серьезный ущерб. После этого городские власти пообещали, что впредь при строительстве и благоустройстве жилых кварталов будут четко планировать работу всех ведомств. Но обещания, похоже, остаются обещаниями.

    —  При проверках по-прежнему выявляются случаи ненадлежащей проработки и планирования комплексной застройки территории с обеспечением ее всей необходимой инженерно-транспортной инфраструктурой, — говорит начальник управления контроля за работой отраслей хозяйства Комитета госконтроля Могилевской области Дмитрий Захаров. — Из-за того, что местные органы власти не принимают меры по эффективному взаимодействию между эксплуатирующими и строительными организациями построенные объекты благоустройства спустя непродолжительное время подвергаются разрушению или демонтажу в связи с необходимостью выполнения  дополнительных строительных работ. Например, в районе торгового центра «Авеню» и жилых домов №№ 69 и 83 по улице Якубовского в сентябре 2019  года филиалом «Могилевские тепловые сети» РУП «Могилевэнерго» начаты работы по прокладке трубопроводов тепловой сети к введенному в эксплуатацию в мае того же года многоквартирному жилому дому. Для чего потребовалось  демонтировать значительный объем тротуарной плитки, разрушить участок велодорожки и другие объекты благоустройства, которые были построены в 2018 году. Можно ли было этого избежать? Достаточно сказать, что изначально строительство тепловой сети предполагалось в рамках  первой очереди, а многоквартирного жилого.дома — второй. Получилось же с точностью до наоборот.

    Мы настолько богаты, чтобы сначала  выложить бюджетные деньги за благоустройство, потом за «демонтаж» того, что построили, а затем за восстановление демонтированного? Кстати, после окончания  работ производители обязаны восстановить всю ту инфраструктуру, что была нарушена: дорожное покрытие, тротуары, газоны и так далее. Если на тротуарной дорожке, к примеру, был асфальт, то нужно сделать, как было прежде,  а не просто засыпать место повреждения  щебенкой. Но не факт, что восстановленные объекты будут такого же качества. А иной раз (как говорится, ломать — не строить) после «раскопок» восстанавливают разрушенное так, что мама не горюй.

    — В частности, после завершения реконструкции участка тепловой сети не были должным образом восстановлены поврежденные объекты благоустройства на придомовой территории вблизи жилого дома № 14 на улице Циолковского, — привел пример Дмитрий Захаров. — В результате в дождливый период на автопарковке возле этого дома стали скапливаться сточные воды (до реконструкции такой проблемы не было), что вызывает обоснованные нарекания граждан.

    Нередко в местах бывших «раскопок» происходят просадки тротуарного или дорожного покрытия, которые, увы, не всегда устраняются. Нарушается целостность полотна, снижаются сроки его эксплуатации. А потом все мы негодуем: почему у нас плохие тротуары и дороги. Вот и контролеры по итогам проверок сделали вывод: местные органы власти и организации ЖКХ не обеспечивают поддержание надлежащего порядка на территории населенных пунктов. Только в Могилеве (в микрозонах Казимировка, Спутник, Мир, Фестивальный, Менжинка и других) работники КГК выявили сотни различных нарушений в этой сфере. В их числе значительные неровности тротуарных покрытий, отсутствие отдельных их элементов, массовое произрастание сорной растительности по плиточному покрытию, невосстановление или некачественное восстановление мест проведения раскопок, отсутствие верхнего покрытия дорожного полотна улиц или его сверхнормативные повреждения (выбоины), некачественное содержание велодорожек, ненадлежащее состояние поймы рек Днепр, Дубровенка, Дебря, Струшня, повреждения ступеней и ограждений пешеходных лестниц, захламление земель общего пользования и многое другое. Большинство этих нарушений, по словам контролеров, можно было бы избежать, если бы строительные работы были завершены своевременно и качественно.

    — Более того, значительное число объектов благоустройства на протяжении длительного времени эксплуатируется без завершения на них всего комплекса строительных работ, без ввода в эксплуатацию, — отметил Дмитрий Захаров. — Только у одного ведущего государственного заказчика в Могилеве на 1 сентября имелось более 140 объектов незавершенного строительства, в возведение которых вложено около 147 миллионов рублей государственных средств. Такие объекты должным образом не обслуживаются (заказчик строительства не имеет технической и финансовой возможности осуществлять их надлежащую эксплуатацию, а обслуживающая улицы населенных пунктов организация ЖКХ не вправе на законных основаниях обслуживать объекты незавершенного строительства) и преждевременно приходят в негодность. Яркий пример — имеющая во многих местах крайне неприглядный вид пешеходная зона вдоль улицы Пысина в Могилеве, где тротуарная плитка просела, а то и разрушилась, или заросла сорной растительностью. И только после вмешательства КГК дефекты частично были устранены, и дальнейшее приведение этого объекта в порядок было взято на контроль.

    Но что местным органам власти, организациям ЖКХ мешает координировать и отслеживать работу по благоустройству постоянно? Ведь у них есть, в частности, отделы строительства, ЖКХ и благоустройства, которые должны разрабатывать планы и контролировать последовательность выполнения работ. Чтобы не было ситуаций, когда у одной подрядной организации имеется договор на благоустройство, в том числе на укладку асфальта, а у другой — на замену старых или прокладку новых коммуникаций, но у каждой свои сроки, и друг с другом они не очень контактируют? А когда планы дорожников (по ремонту и прокладке улиц, проездов, дорог), ЖКХ  (по благоустройству территорий), «Водоканала», газовиков (в частном секторе можно видеть, что дорожное полотно буквально порезано на куски переходами газовых сетей), энергетиков и связистов  не увязаны между собой, то так и получается: сначала асфальт, потом водопровод, потом — снова асфальт, после — ремонт теплотрассы, затем — асфальт… Никаких денег, чтобы «залатать все дыры», не хватит!

    Проблема взаимодействия тех же дорожников и сетевиков актуальна давно, отмечают эксперты. Как правило, любые дорожные и коммунальные  работы планируются задолго до их начала. Но у дорожников одни тендеры, сроки, у сетевиков — свои. В то же время задача местной власти, по большому счету, как раз  и состоит в том, чтобы координировать действия различных организаций по развитию города. Возможно, есть смысл создать координационный совет или  центр по производству дорожных и коммунальных работ, куда вошли бы представители всех заинтересованных ведомств. И, конечно, нужно четко выстроить отношения заказчика работ с подрядчиками таким образом, чтобы приемка объекта осуществлялась только после окончания работ в полном объеме и с надлежащим качеством. И тогда, может быть, изречение «Если кладут новый асфальт, значит, скоро будут менять трубы» «заработает» в обратную сторону.

    Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.

    Теги: 
    • {Нет тегов}