Познакомьтесь с другом своего сына

  • Мария ХЛЫСТОВА, Могилевская правда № 50 от 12 декабря 2019 Скачать номер 11 декабря 2019 16:58 Калейдоскоп Русский

    Быть полностью ответственным за свое поведение перед обществом и подвергнуться уголовному наказанию в Беларуси может только совершеннолетний. Но за некоторые преступления ответственность наступает в 16 и даже в 14 лет.

    Именно подростки от 14 до 18 лет, если они являются подозреваемыми или жертвами преступлений, появляются на психолого-психиатрической экспертизе в управлении Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области, которую назначают органы суда и следствия.

    Об особенностях современных подростков и острых моментах, которые проявляются при проведении такой экспертизы, поговорим с государственным медицинским судебным экспертом-психологом Надеждой Сараевой.

    Не знают, что мир большой

    — Подростки уже не дети, но еще и не взрослые, и в этом возрасте сильно отличаются друг от друга. Некоторые развиваются физически очень быстро, хорошо себя чувствуют в рамках привычных условий, но в новых становятся совершенно не опытными детьми. Поэтому не следует забывать об отсутствии жизненного опыта у подростка. Каждая новая ситуация — это испытание его взрослости.

    — Надежда Викторовна, общаясь с подростками, замечаете ли пробелы в их образовании?

    — Оно отличается от того, которое было у их родителей. Многие совсем не знают географии, не имеют представления, что находится за пределами Могилева и Беларуси. То есть задачи, которые стоят перед школой, — не только научить читать и писать, но и дать представление о том, что люди разные, а мир широк — не всегда решаются досконально.

    Такие подростки за всю жизнь не съездили ни на одну экскурсию, даже в Минск, не участвовали в соревнованиях и концертах. Их мир мало отличается от подростка 19 века. Мама может работать за границей, а сын никогда никуда не ездил. А мама считает, что его незачем брать с собой. И от уровня благосостояния семьи это не зависит. А ведь можно поехать с сыном или дочерью в гости к родственникам, рассказать, как сами куда-то ездили в молодости.

    — Современные подростки помогают родителям по дому?

    — Часто приходится сталкиваться с тем, что подростка или эксплуатируют в домашнем труде или вообще не привлекают к помощи родителям. Один в 15 лет уже ухаживает за скотиной и выполняет работы на земле, а другой не может даже поджарить яичницу и убрать дома. Оба этих уклада жизни ведут к одинаково печальным результатам — безответственности и неуважении к самому себе.

    Те, кого эксплуатируют физически, часто становятся жертвами насилия. Начинается с того, что детей отпускают  помочь соседу в гараже, подзаработать денег. А потом этот сосед начинает эксплуатировать помощника не только в плане труда, но и сексуально. Поэтому каждый ребенок, который идет в школу, должен знать, что его тело принадлежит только ему самому.

    С восьми лет — карманные деньги

    — Что важно человеку для правильного взросления?

    — Чтобы подросток взрослел равномерно, ему нужно дать возможность научиться тратить деньги и работать для людей, которых он любит и ценит. Родители должны научить обращаться с деньгами и научить зарабатывать. Подросток, который не знает цены деньгам, сам становится преступником, совершает кражу. Не поверите, но подростки до сих пор крадут мобильные телефоны. Просто потому, что в данный момент захотелось поиграть.

    Карманные деньги должны быть у детей примерно с восьми лет. Давать их надо не каждый день и не по требованию, а раз в неделю. Например, пять рублей, которые можно разменять на монеты и потратить на булочку или копить на что-то.

    — За что стоит давать ребенку деньги?

    — За домашний труд. Но я совершенно против поощрения детей деньгами за учебу — знания нужны им самим. А тут получается двойное подкрепление — и «десятку» получил, и еще и денег.

    Каждый должен иметь опыт труда. Не губите интерес, когда в три года ваш ребенок просит веник. Если заботитесь об интеллекте своих детей, пусть у них будет много ручных умений — лепка, шитье, вязание. Это очень важно, через пальчиковые игры даже можно добиться улучшения грамотности.

    Научите помогать по дому не потому, что это нужно ребенку, а потому, что нужно семье. У мамы в семье одни обязанности, у папы другие, а вот он подрос, и теперь ему доверяют часть их.

    Не запрещать, а учить альтернативе

    — По статистике более половины подростковых преступлений совершается под влиянием друзей и близких.  Почему так происходит?

    — В группе все люди чаще совершают и подвиги, и преступления, а у подростков это еще более распространено. Родители должны знать друзей своих детей, привечать, пускать в дом, разрешать топтать ковер и съедать запасы сладкого. Будьте в курсе, как тот или иной друг действует на вашего подростка.

    Когда обсуждаете с сыном или дочкой, правильно или нет они поступили, не только давайте поступку оценку, но и спросите, что в следующий раз они сделают вместо драки или кражи денег у бабушки. Мало кто ответит. Но пока подросток не знает, как поступит, он никакого опыта не извлечет. Суть нравственного воспитания не в том, чтобы запретить, а в том, чтобы научить, что делать вместо этого. Если друг зовет на кражу, то ты не только не иди, но и его не пусти. И не участвуй в драке, и отговори драться другого.

    Для психического развития ребенка гораздо важнее не то, чтобы его не преследовали, а чтобы он сам этого не делал. Последние исследования показали, что дети, которые подвергались буллингу со стороны одноклассников, взрослея, это переживают, компенсируют и забывают. А для психики зачинщика это не проходит бесследно, его ждут трудности при взрослении и столкновении с новыми ситуациями.

    Получив опыт не взаимодействия, а отношения к другому человеку как объекту, он лишается важнейшей способности всех приматов — сопереживания. У него начинает отмирать эмпатия, а если это происходит, человек с трудом разбирается в чувствах других. Он не может понять своих детей, супруга, даже свою собаку, и не понимает, что к нему чувствуют они. Эмоциональная память более длительная, чем память интеллектуальная. Человек может уже забыть, отчего это происходит, но удовольствие при виде чужих слез оказывается первым опытом, который хочется повторить. Оттого не складываются жизни и рушатся карьеры.

    Я не вижу проблемы в получении синяков и неопасных повреждений, но если вы заметили, что сына или дочь систематически травят, крайний вариант — перейти в другую школу. Не надо бояться защищать своего ребенка.

    Разговоры

    и безусловная любовь

    — Почему подростки практически никогда не рассказывают родителям о своих переживаниях?

    — Потому что не умеют этого делать. Делятся личным те, кого в семье научили договариваться. Поэтому до 11 лет нужно научиться разговаривать с ребенком о жизни. Подайте пример, начните с того, что расскажите после работы, как прошел день. Человек учится новому, наблюдая, как это делают другие, и  делая это вместе с другими. Чтобы ваш подросток был открыт, сами откройтесь ему, говорите о себе. Важно научить обозначать чувства — здесь я удивился, там разозлился, тут испугался. Взрослея, подросток станет более замкнутым, но при этом будет относиться к родителям так, как относился, будучи ребенком. Если он бурчит и отворачивается, это не значит, что он перестал вас любить. Не надо по этому поводу переживать.

    — Что на пороге взрослости беспокоит человека больше всего?

    — Проблемы подростков — это проблемы одиночества, несбывшихся надежд и разочарований. Чтобы преодолеть одиночество, подростку нужно не сомневаться, что родители или опекуны его поддерживают, любят и ценят безусловно. Это ему так же необходимо, как и двухлетнему. Часто приходится сталкиваться с тем, что родители вместе с педагогами и милицией своего подростка начинают ругать и стыдить. Не надо, ему и так тяжело. Родители — это тот остов, без безусловной поддержки которого очень трудно вырасти и стать счастливым.

    Беседовала

    Мария ХЛЫСТОВА.

    Теги: 
    • {Нет тегов}