Крупчанин представил проект на конкурсе «100 идей для Беларуси»

  • Марина Бавтрукевич, Крупскі веснік № 13 от 16 февраля 2019 Скачать номер 23 декабря 2019 14:38 Общество Русский

    Матвей Лебедев учится в 9 классе городской средней школы № 3. Углубленно изучает языки программирования, участвует в научно-практических конференциях и конкурсах. В его копилке – неоднократные победы в районных и областных конкурсах. Недавно Матвей вернулся с областного этапа республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Юный крупчанин представил проект «Компьютерная игра патриотической направленности «Знаменитые спортсмены Беларуси».

    Новый опыт, знакомства, Диплом участника и специальный приз от спонсора ОАО «Беларуськалий» – за самое оригинальное выступление.

    – Наградили всех и сказали: «А теперь мы хотим особо отметить одного участника – Матвея Лебедева», – рассказывает Матвей. – Чем привлек? Выступлением и запоминающимся видеороликом. Я, когда выхожу на сцену, стараюсь привлечь к себе внимание – пройтись, поговорить с каждым, рассказать и объяснить, что к чему. И это имеет должный результат. Компьютерная игра произвела впечатление. Но на сегодня в выигрыше мобильные версии. Я уже начал разрабатывать мобильное приложение для своей игры. Жизнь школьника такова – нужно учиться и стараться получать отличные отметки, на это уходит много времени. (К тому же, Матвей – активный участник различных акций, которые проводят БРСМ и Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных – прим. автора).

    –  Матвея я заметила с 6 класса, – говорит Ольга Алексеевна Козодоева, учитель информатики. – Чем он выделялся? Стремлением узнать больше, чем написано в учебнике. Он сразу записался в кружок «Логика и компьютер», заинтересовался проектом, который мы делали с моей ученицей. Надо сказать, в нашей школе уже несколько лет развивается направление по  программированию в среде  Scratch. Возможности среды Scratch довольно-таки широкие – ребята могут программировать  различные игры, мультфильмы. С этого, в принципе, все и начинается. Матвей тоже начинал со Scratch. Первая проба – участие в конкурсе. Потом подошел ко мне и сказал, что хочет попробовать программировать в среде Delphi. Удивилась, конечно, ведь он еще только начал писать коды. Но согласилась, Матвей пришел на каникулах, позанимались. Методом проб и ошибок создал свой небольшой проект.

    И пошло-поехало! Участие в научно-практических конференциях и различных конкурсах. В 7 классе была победа на районном этапе научно-практической конференции – Диплом II степени. Затем, осенью этого же года, – Диплом III степени в областном конкурсе. Матвей неоднократно участвовал и получал Дипломы в Международном конкурсе «Бобёр». Он дважды ездил в специализированные лагеря. В первый раз – в лагерь от ассоциации «Образование для будущего», где учился программированию, робототехнике, приобретал коммуникативные навыки.

    – У каждого школьника есть такой шанс, – говорит Матвей. – Главное – проявить желание. Нужно подать заявку и объяснить, почему ты хочешь попасть в этот лагерь.

    Матвей не мудрствовал лукаво и написал, что хочет изучать робототехнику и быть программистом. Этого хватило, чтобы заявку приняли. Две недели в лагере пошли на пользу. За активное участие Матвей  получил грамоту и медаль, а также зимой ему предложили собрать команду и поучаствовать в конкурсе «Hackathon, e-kids», который проводит компания «EPAM».

    – На пьедестал не поднялись, – улыбается Матвей. – Но уже то, что нас туда отобрали, – это достижение. Со мной ездили два одноклассника – Анвар Баширахмад и Валерия Фицкевич. Что такое «Hackathon»? Есть тема, дается определенное время – создать и защитить свой продукт. Конкурс еще интересен и в плане профориентации. Его организаторы хотят увидеть талантливых ребят, которые готовы бросить себе вызов и в короткие сроки создать оригинальный компьютерный продукт. Мы представили игру о здоровом и правильном питании, получили сертификаты и призы. Но самое главное – опыт и впечатления от конкурса.

    В прошлом году Матвей участвовал в областном этапе конкурса «100 идей для Беларуси» с проектом «Игра «Беларусь спортивная», посвященным II Европейским играм. Грамота за этот конкурс, а также награды за участие в областной конференции и конкурсе «Бобёр» дали ему возможность попасть в «Бригантину» – специализированный республиканский лагерь для одаренных детей. Здесь Матвей учился и отдыхал. И, что важно, приобрел большой опыт – обучение проходило на высоком уровне, с ребятами занимались профессора, кандидаты наук БГУ.

    Насыщенным и плодотворным стал для Матвея и его учителя и этот год. Весной – уверенная победа в районном этапе научно-практической конференции, осенью – Диплом III степени на областной конференции и Диплом II степени в областном конкурсе  «ПАТРИОТ.by». Матвей параллельно работал над двумя  совершенно разными работами – это нелегко. На «ПАТРИОТ.by» представил работу «Знаменитые спортсмены Беларуси», которая стала продолжение проекта «Беларусь спортивная». Удача на областном этапе конкурса, выступление на республике. Пусть без Диплома, зато теперь Матвей знает, какой шаг нужно сделать, чтобы покорить такой уровень.

    – На научно-практической конференции представлял свою игру «Сказки Беловежской пущи», – продолжает Матвей. – С помощью этой игры можно познакомиться с графами и порешать логические задачки о них, все задачи написаны в виде мини-сказок. Я провел исследование и выяснил, что очень мало учеников знают о математическом графе. Что такое граф с точки зрения науки? Например, карта железных  дорог, схема метрополитена, генеалогическое древо – это графы.

    По словам ученика и педагога, работа сложная. В планах – ее дальнейшее развитие. Тем более, что успех на конкурсе «100 идей для Беларуси» вдохновил. А пока Матвей, демонстрируя в компьютере свое творение, делится впечатлениями:

    – Почему я решил создать именно эту игру – «Знаменитые спортсмены Беларуси»? – Мне 15 лет. Время – выбирать свой путь, стремиться к какому-то идеалу. Для меня такими людьми являются спортсмены. Упорными тренировками они достигают высоких результатов. Например, Екатерина Карстен, Дарья Домрачева – простые люди, добившиеся высокого титула – чемпионов Республики Беларусь, Олимпийских чемпионов. А Ольга Корбут стала чемпионкой мира в 17 лет! Игра рассчитана на возраст 7+ и состоит из пяти туров. Вопросы оригинальные. Есть задания с подвохом – в этом и весь интерес. Нам даже с удивлением указывали: «Тут ошибка!» На что мы отвечали: «Здесь ошибок нет! Вы должны выбрать верную фамилию». Вот смотрите, написано Юлия Нестерова. На самом деле – Нестеренко. Или Максим Миров – нужно Мирный.

    Интересный момент – узнать спортсмена по фотографиям. Здесь создатели игры использовали связь поколений – есть и современные спортсмены, и мастера советских времен. Все они в свое время прославили Беларусь.

    – Работа должна иметь дальнейшее развитие, – говорит Матвей. – Когда журналисты ТВ спросили меня о перспективах, я ответил, что неплохо было бы создать специальную программу на телевидении. А пока буду продолжать работать над мобильной версией игры. Есть идея проводить игру в школах района. 

    Всех секретов на перспективу Матвей Лебедев и педагог не раскрыли. Сказали только: «Когда будет результат, тогда и расскажем».

    Теги: