Реализован проект: есть результаты

  • О.Панимаева, Веснік Чэрыкаўшчыны 97(11412) от 21 декабря 2019 23 декабря 2019 10:25 Калейдоскоп Русский

    Привлекает внимание к глобальной теме и, вместе с тем, предлагает некоторые шаги в заданном направлении проект «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2», который начал свою реализацию в ГУДО «Чериковский центр туризма, краеведений и экскурсий» летом минувшего года. Воплощение в жизнь вышеназванного проекта стало возможным благодаря Программе малых грантов Глобального экологического фонда в Беларуси и Информационно-консультационному учреждению «Содействие развитию бизнеса», директором которого является Евгений Зуев, а координатором со стороны районного исполнительного комитета выступает главный специалист отдела по образованию, спорту и туризму райисполкома Елена Пелогейкина.

    Согласно проекту, в Центре туризма работа велась в двух направлениях — создание центра экологического поведения и внедрение системы «Умный дом»  через замену старого отопительного оборудования. И надо сказать, задуманное было успешно реализовано: заработала «умная» отопительная система, и уже прошли тематические тренинги с молодежью. Дабы познакомиться с проделанной работой и планами на будущее, корреспондент «ВЧ» побывал в Центре туризма и пообщался с его директором Еленой Батвинковой. В первую очередь нас заинтересовала внедренная система «Умный дом», ее принципы работы и функции.

    – Нынешней зимой мы перешли на отопление здания с помощью современных устройств, – отмечает Елена Батвинкова. – Установили «умный» твердотопливный котел, оборудованный температурными датчиками и специальным вентилятором. Были заменены радиаторы, вмонтированы сервероприводы-клапаны, которые регулируют циркуляцию горячей воды в системе. В каждом помещении установлены датчики температуры, а соединяет и координирует систему пульт управления, к которому ведут  кабели из всех помещений. В общем, система работает таким образом. Мы задаем нужную температуру в помещении, в нашем случае мы установили 25°С. В топке котла находится нужное количество топлива. Горячая вода в системе поступает в радиаторы, а когда в помещении температура достигает необходимого показателя, сервероприводы закрывают клапаны, и подача горячей воды в радиаторы прекращается до того времени, когда температурный режим потребует корректировки. «Умный дом» хорош еще и тем, что в системе управления имеется модем и антенна, и через интернет в установленном в мобильном телефоне или компьютере приложении мы можем управлять отопительной системой, находясь на расстоянии. За этот месяц, судя по количеству израсходованного топлива, уже мы отмечаем значительное снижение потребления  энергозапасов. Экономия налицо. А температурные показатели таковы: при температуре 25°С в помещении радиаторы нагреты до 54°С, окна показали 19°С.

    В отопительный период в Центре туризма задействовано три обученных истопника, которые отвечают за подачу топлива в топку котла и контроль за работой датчиков. Хотя котел сам регулирует, когда топливо притушить, а когда возобновить его горение, наблюдение за его работой не будет лишним.

    После ознакомления с новшествами современных отопительных технологий мы перешли к разговору об образовательном информировании. Елена Батвинкова рассказала, что в рамках проекта прошло четыре тренинга по темам «Экология и бережливость», «Экология и здоровье», «Экология и предприимчивость» с учащимися средних школ № 1, №2 и ГПЛ № 11.

    – На первый взгляд, казалось, скучные темы затронули ребят,– отметила директор Центра туризма,– и нам с ними было комфортно работать. Шесть часов каждого из тренингов молодые люди с интересом погружались в обучающий процесс по теории и практическому закреплению. К примеру, мы просили найти искусственно созданные моменты проявления не бережливости. Где-то капала вода из крана, работал компьютер в отсутствии работника, штепсельная вилка от чайника находилась в розетке. Ребята нашли все эти «недочеты». Участники обучающего процесса отметили, что почерпнули много нового для себя. Так, до тренинга они не знали, как и многие из числа взрослых, что оставленные воткнутые в розетки вилки электроприборов, забытые зарядные устройства, в так называемом режиме ожидания, потребляют электроэнергию. Также «тянут» энергию выключатели освещения, если их выключать и включать постоянно. К примеру, утром все члены семьи посещают ванную комнату, и, если то включать, то выключать свет, будет не экономия, а расход электроэнергии. Правильнее включить свет, оставив его до того момента, когда все воспользуются комнатой. Участники тренингов заверили нас, что дома обо всем услышанном проинформируют своих родителей и других домочадцев.

    Говорили о массовой вырубке леса и о ее последствиях, а также рассмотрели этапы переработки вторсырья. Обо всех этих нюансах было ребятам также интересно узнать.

    После разговора с директором Центра туризма нам посчастливилось пообщаться и с директором ИКУ Евгением Зуевым, который в беседе с корреспондентом «ВЧ» рассказал о том, с чего все начиналось.

    – На Чериковщине проект, реализованный на базе Центра туризма, четвертый по счету, – отметил Евгений Николаевич. – На местном уровне мы интересовались, где есть «слабые» места и, как говорится, что «болит». Если есть такая возможность, стараемся «ударить» проектами по этим «болевым» точкам. После очередного общения было обращено внимание на Центр туризма, где занимаются дети. Таким учреждениям в плане энергоэффективности нужно уделять особое внимание, поэтому было принято решение воплотить в жизнь вышеназванный проект. Помимо внедрения системы «Умный дом», с помощью которой существенно можно снизить энергозатраты, были разработаны обучающие курсы для молодого поколения – для школьников и учащихся лицея, дабы повысить их уровень знаний по актуальным темам.  А еще нам хотелось показать на примере данного ГУДО, здание которого довольно старое, что не зависимо от стартовых условий помещений, есть возможность повысить его эффективность с точки зрения комфорта и затрат.

    Евгений Зуев после своего визита в Центр туризма, оказал помощь  в оценке условий в детских учреждениях, здания которых были построены в 19 веке.

    На первый взгляд в помещениях, где занимаются дети, внешне все нормально, но инфракрасный измеритель температуры дал четкий анализ, указав на те места стен и окон, где стоит заняться их утеплением.

    – Эти здания построены по старым технологиям,– отметил Евгений Зуев, — и они далеки от совершенства с точки зрения теплозащиты помещений, даже несмотря на то, что стены достигают 40 сантиметров в толщину. Как показал анализ, в старых зданиях именно стены холодные и промерзающие, а также чердачное перекрытие, потолок, окна. Нужно подумать о теплозащите «слабых» мест. Материалы отчета, которые мы предоставим учреждениям, могут послужить в будущем основой для нового проекта.

    Теги: