С "Зеленой школой" к гармонии с природой

  • Ольга Русинович, Да новых перамог 98/2015 от 19 декабря 2015 21 декабря 2015 09:14 Природа и экология Русский

    С наступлением нового тысячелетия подходы к воспитанию детей в школах несколько изменились: на смену натуралистическому движению пришло экологическое. И это оправдано, ведь на первый план все острее выходят вопросы не столько изучения природы как таковой, а ее сохранения. Вызывающую позицию «Человек и природа» пора сменить на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». К сожалению, мы так часто старались ее обуздать, что немало ей навредили. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, с малых лет человеку нужно прививать чувство ответственности за благополучие дома, в котором все вместе живем, – за планету Земля. В Яновичской средней школе опытные педагоги о природоохранной деятельности говорят на уроках географии, биологии, химии, физики… В опытнической и краеведческой работе учащиеся приобщаются к непосредственной заботе о естественной среде, парках и лесах, водных источниках, к сбережению растительности и животных. Заместитель директора школы по учебной работе Оксана Федоровна Щерба и учитель биологии Ирина Михайловна Акула уверены, что научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьники иначе воспринимают мир. Как налажен процесс экологического воспитания, мы узнали у педагогов при встрече в стенах школы. 

    Корр.: С началом нового учебного года в Яновичской СШ стартовал проект «Зеленая школа». Оксана Федоровна, расскажите, в чем суть «школы» в школе?

    О.Ф.Щерба: Все знают, что природу необходимо беречь и охранять. Но как это делать, ведомо далеко не каждому. Хотя очевидно, что эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно это актуально для подрастающего поколения. Наша «Зеленая школа» учит ребят действовать на благо окружающего мира. Участие в проекте позволит им выполнять ряд простых, но эффективных действий по снижению энерго- и ресурсопотребления, они получат новые знания о современных экологических проблемах и путях их разрешения, смогут проводить экообразовательные мероприятия и принимать участие в обучающих семинарах. В плане предусматривается серия теоретических занятий, творческих работ, экологических акций. Мы уверены, приверженцам проекта понравится своими руками и стараниями превращать в зеленую нашу сельскую школу.

    Корр.: И кто же входит в число приверженцев?

    О.Ф.Щерба: Проект рассчитан на учащихся всех классов – от 1 по 11. Это модель совместной деятельности педагогов, ребят и их родителей, в ходе которой дети учатся общаться со взрослыми, между собой, развивают интеллект. Посредством ряда практических мероприятий мы стараемся привить школьникам любовь к агрогородку Яновичи и другим местным населенным пунктам, научить о них заботиться. В соответствии с планом каждый месяц проходит в какой-то определенной направленности. Октябрь у нас был ознаменован тематикой «Экологический след». Мы познакомили детей с видами энергии и способами ее получения, основами ресурсосбережения. В ходе творческой игры-вертушки ребята подсчитывали экологический след класса, школы, свой собственный. Была разработана памятка с советами по снижению потребления ресурсов «Путеводитель эколога», провели конкурс на лучшее сочинение, а также букетов и поделок из природного материала. Наши юные волонтеры на славу потрудились в парке Радзивиллимонты, убирая опавшую листву и мусор. В ноябре вместе учились снижать теплопотери. Утепляли окна, двери, проводили мониторинг расхода тепла в зависимости от погоды. А декабрь – месяц раздельного сбора и переработки отходов. На классных часах и факультативах мы убеждаем в потребности его проведения, организовали акцию по сбору макулатуры и металлолома, конкурс букетов «Чистота спасет мир». Далее у нас запланированы месячники экономии бумаги, воды и электроэнергии. Весной возобновятся экскурсии в местные парки  с богатейшей историей, думаем свозить ребят в столичный зоопарк, будем создавать искусственные гнездовья для пернатых, устроим по их прилету настоящий праздник птиц…

    Корр.: Да, на практическую направленность экологического воспитания в вашей школе обратила внимание прямо у входа: на стеллаже стоит стильная упаковка c надписью «Здесь собирают батарейки».

    И.М.Акула: Действительно, у нас большое внимание уделяется именно практическому обучению. Ребята очень любят всевозможные познавательные экскурсии, всегда с интересом наблюдают, какие растения произрастают в округе и как они развиваются, что за животные обитают в местных лесах. Во многом этому помогают экологические тропы, созданные как на территории школы, так и в парке. Охотно мастерят и развешивают кормушки на деревьях в предзимье, чтобы помочь птицам пережить холода. Постоянно общаясь с детьми, не раз для себя отмечала, что в природе они становятся намного добрее, дружественней по отношению даже один к другому. Замечательно и то, что, выйдя из стен учебного заведения, наши воспитанники самостоятельно смогут качественно посадить, к примеру, дерево, ухаживать за цветами. Пригодятся им в дальнейшем и полученные азы по ландшафтному дизайну. А все благодаря тому, что большой практический опыт они приобретают, участвуя в грандиозной работе по озеленению школьного двора. У нас множество клумб, которые беспрестанно цветут все лето и всю осень. Мы каждую весну разрабатываем дизайн нового цветника. Заложили дендрарий. Думаем, высаженные в этом году декоративные кусты своей роскошной зеленью порадуют нас и гостей школы уже в новом теплом сезоне. Ну, а розы – это наша особая гордость.

    Корр.: Ведя разговор об экологическом воспитании учащихся вашей школы, думаю, нельзя не упомянуть и достижения по сбору вторсырья.

    И.М.Акула: Да, наши дети ежегодно принимают активное участие в различных трудовых десантах и акциях по сбору вторичных материальных ресурсов. Таким образом они приобретают навыки по поддержанию чистоты и порядка там, где живут, посредством сбора макулатуры, металлолома, полиэтилена, тех же батареек, учатся беречь природные ресурсы. В республиканской акции 2015 г. Яновичская СШ удостоена Диплома «Победитель трудовой акции по сбору вторсырья».

    Корр.: Ирина Михайловна, как складываются дела на научном поприще? 

    И.М.Акула: Начиная с 2007-го, ежегодно направляем 6-7 работ природоохранной тематики на районный этап конкурса по научно-практической деятельности, 2-3 из них обязательно проходят на следующий – областной. Высоко была оценена наша работа на заключительных этапах по биоиндикации Клецкого пруда, в ходе которой изучался характер его зарастания, проводился ботанический мониторинг. А в 2015-ом в области получили Диплом 2-ой степени за работу по теме «Определение качества воды по ряске малой». Максимально стараемся заинтересовать своих воспитанников научной деятельностью, и они охотно что-то собирают, отмечают, подсчитывают, анализируют, а значит, учатся мыслить и делать выводы. О.Ф.Щерба: Еще хотела бы отметить, что экологическое воспитание не может существовать само по себе. Оно должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими видами воспитательной деятельности. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований у нас получится взрастить экологически грамотную личность.

    Корр.: Успехов вам в этом благородном деле. 

    Фото из архива Яновичской СШ.