Цены доверили конкуренции

  • Рэспубліка 11 (6410), 22 января 2016 от 22 января 2016 22 января 2016 00:00 Экономика Русский

    Праздники для нас остались в воспоминаниях, а торговля только перевела дух и подвела итоги. На какую сумму наши граждане в преддверии праздников закупили подарков и что сейчас происходит на потребительском рынке, рассказали в Минторге.

    Во время рождественских и новогодних праздников в стране прошло около 22 тысяч различных выставок-продаж, распродаж, акций, скидок. В это время покупатели оставили в торговле 636,6 млрд рублей. Это, кстати, почти на треть больше, чем годом ранее. Свыше 85 млрд рублей потратили наши жители и на более чем 1,7 тысячи ярмарок. 

    — Особое внимание обратили мы на то, как магазины проводят распродажи, акции. К сожалению, находим нарушения, в том числе и при оформлении ценников. Например, на них указывается недостоверная информация о скидке или не указывается ее размер. По правилам там должна быть написана конкретная сумма экономии или выгода в процентном соотношении. К тому же каждая уступка должна быть документально оформлена. Покупатель может потребовать документы и посмотреть, какой была первоначальная цена, какой размер дисконта, и сравнить с цифрами на ценнике, — поясняет начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Минторга Валерьян Беспалый и обращает внимание: — Праздники не заканчиваются, впереди еще 14 и 23 февраля, 8 Марта. Будем контролировать эту ситуацию дальше.

    Тем временем покупатели вернулись к обычному образу жизни, и их вновь заботит ситуация с ценами. Тем более что недавно социально значимые товары отпустили в свободное плавание, да и ситуация с курсом валют вызывает некоторое беспокойство. Начальник управления экономики, финансов и цен Минторга Павел Филиппов успокаивает: резких ценовых всплесков не предвидится. Решающую роль в этом вопросе должна сыграть конкуренция. Ведь если стоимость товара будет высокой, покупатель пойдет в другой магазин и возьмет там его по приемлемой для него цене.

    — Обратите внимание, сколько сейчас проводится акций со скидками и распродажами. Неоднократно мы наблюдали такую ситуацию: если в одной торговой сети идет акция, соседняя сеть сразу пытается дать достойный ответ по той же группе товаров, но по другому наименованию. У нас достаточное насыщение рынка, есть разнообразие ценового предложения и ассортимента — развита хорошая конкурентная среда. Мы в свою очередь настраиваем торговлю и производителей, чтобы они взвешенно подходили к формированию цен, отпускных и розничных, — говорит Филиппов.

    Специалист уверен: ситуация со снабжением сейчас стабильная, всплеска спроса на определенные группы товаров и ажиотажа нет. Валерьян Беспалый солидарен с коллегой и напоминает: цены под контролем. Любые замечания граждан по этому вопросу проверяются: проводятся мониторинги, запрашиваются данные у магазинов, чтобы разобраться, действительно ли изменились цены и по какой причине.

    Павел Филиппов обратил внимание: по итогам прошлого года розничный товарооборот в сопоставимых ценах в стране вырос на 0,2% по сравнению с 2014-м и составил 347,3 трлн рублей. По мнению специалиста, это хороший результат:

     — Несмотря на субъективное сжатие покупательского спроса на потребительском рынке, это достаточно хороший показатель развития отрасли. Нужно отметить: все принятые меры в прошлом году как административного, так и рекомендательного характера имели свой эффект. Впервые за последние несколько лет удалось выполнить прогнозный показатель инфляции в 12%. Была разработана антиинфляционная программа, принятая Правительством и Нацбанком в августе 2015-го. В декабре мы рекомендовали ограничивать размер торговой надбавки в предпраздничные и праздничные дни, обращались к министерствам, которые курируют производства, чтобы те работали над снижением издержек. И декабрь прошел спокойно — цены выросли несущественно. Основной вклад внесло плановое подорожание регулируемых услуг.

    Кстати, в Минторге поделились интересными наблюдениями: на конец прошлого года потребительская корзина из 30 групп товаров у нас в стране стоила на 10,4% дешевле, чем в Центральном федеральном округе России.