Приговор покрышке

  • Маргарита Ушкевич, Перспектива 23/2015 от 25 марта 2015 25 марта 2015 13:40 Природа и экология Русский

    Уникальное предприятие в Гродненском районе может переработать все старые шины, которые есть в стране.

    Стирают в порошок

    Решила провести эксперимент. Поинтересовалась у своей сестры-водителя, куда она определяет старые шины. Оказывается, отвозит в деревню и те лежат в сарае. «Почему, – спрашиваю, – не сдаешь на переработку?» Выясняется, что не знает, куда сдавать, а то бы давно уже вывезла. Примерно так же поступают и знакомые, которые имеют солидный водительский стаж.

    А между тем предприятие по переработке старых шин в Гродненском районе работает уже 10 лет и входит в состав научно-производственной группы «Экологическая альтернатива». Находится оно в деревне Пушкари. Сюда свозят старые шины со всей республики. В момент нашего посещения как раз шла разгрузка грузовика, который прибыл из Минска. Здесь же начинается первый этап переработки – извлекается металлический диск.

    – Колесо будет полностью переработано, – поясняет начальник цеха Сергей Милянтынов. – Вот брекер, металлическое кольцо, достаем, прессуем в кубики, чтобы было компактно, металл продаем. Сама резина проходит несколько стадий переработки.

    Процесс производства, в общем-то, нехитрый. Конвейер подает шины в специальный шредер, где их измельчают до так называемых «чипсов». Затем шины попадают в цех, где проходят через сепаратор. Промежуточный продукт – резиновая крошка, а также порошок – пользуется спросом у дорожников. Применяется для гидроизоляции при строительстве. 

    – Вы думаете, что шина состоит лишь из резины? – вопрошает специалист по связям с общественностью Михаил Лис. – Кроме металла, в ней есть немало текстиля. Мы в процессе переработки разделяем все составляющие, и всё идет на разные производства. Это новая, совершенно безотходная технология, с ней практически никто не работает, кроме нас.

     Черные горы

    Предприятие по переработке шин инновационное. Оно решает несколько проблем. Во-первых, снимает вопрос загрязнения окружающей среды. Специалисты подсчитали, что каждый год в мире выбрасывается 3 млрд шин. Большая часть не перерабатывается, а просто захоранивается в землю, где при контакте с водой выделяются токсичные вещества. Гродненцы 12 тыс. т всемирной свалки пускают в дело.

    – Если сложить все шины, которые мы переработали по безотходной технологии, получится гора высотой 200 м, – утверждает Михаил Лис.

    Внушительными кажутся и горы на самом дворе завода. Куда ни глянь – везде покрышки. Оказывается, для предприятия эти объемы небольшие – всего 300 т. Работы на 10 дней, если учесть, что в месяц перерабатывается 1 тыс. т. Не будь завода, где бы валялись эти покрышки – в лесу, в гаражах, на складах или, как у моей сестры, в деревенском сарае?

    А здесь старая шина получает вторую жизнь.

    – Есть производства, где их сжигают, – рассказывает Михаил Лис. – Например, при производстве цемента в Красносельском. Но ведь резина – материал не из дешевых. Она производится из дорогих, качественных материалов, которые можно переработать.

    В этом году, например, предприятие планирует продать за рубеж изделий из резины на 900 тыс. долларов. Продукцией старых шин обустроены спортивные площадки школ, ЦСК «Неман», экологичные коврики приобретают СПК для обустройства ферм. Сейчас покрытия модифицируются, чтобы отвечать всем требованиям содержания животных. Эта продукция заинтересовала голландцев.

    Есть альтернатива

    Ежедневно на площадках приемки разгружают 10-12 машин с сырьем. Оно должно поступать постоянно, ведь завод работает круглосуточно. Он может переработать все шины, которые есть в стране. Объемы обеспечивают в основном автопарки, ж/д депо – отсюда поступают уплотнители с окон. Шины привозят с авиационного завода. Но основные поставщики, отмечает начальник цеха предприятия Сергей Милянтынов, это сельхозпредприятия. Большую долю составляют перевозчики. Добровольных сдатчиков-водителей пока крайне мало.

    – Мы даем рекламу, чтобы и водители тоже несли, – говорит Михаил Лис, – даже есть небольшая доплата. У нас в области несколько пунктов приемки старых шин.

    Кстати, кампания по заготовке изношенных шин ведется не стихийно, а планово. Участвуют в ней все районы. Например, Гродненский в прошлом году заготовил 1,5 т покрышек. А вся область – 4,3 тыс. т. В этом году необходимо сдать на 500 тыс. т больше.

    – Задача всё более и более усложняется, – отмечает начальник отдела государственного контроля за обращением с отходами Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Валентина Путро. – В прошлом году план выполнили благодаря старым запасам. Их на предприятиях уже нет. Теперь за шины будет вестись борьба.

    На перерабатывающем заводе уповают на сознательных водителей, которые повезут шины не на свалку, а в пункт приема. Тем более что утилизация старой резины на полигоне бытовых отходов запрещена, а за загрязнение окружающей среды можно получить приличный штраф.

    Теги: