Жизнь и Жизель

  • Вероника МОЛОКОВА, Вечерний Минск №12 от 24 марта 2016 Скачать номер 24 марта 2016 14:47 Культура Русский

    От чего в театре плачут зрители и почему страшно играть перед своей семьей? Об этом и не только — разговор с актрисой Республиканского театра белорусской драматургии Гражиной Быковой

    Встретились в гримерке за пару часов до спектакля «Тры Жызэлі». В основе сюжета — реальная история француженки Жизель Купез-Шурыгиной, облетевшая в конце 1990-х все русскоязычные СМИ. В годы Второй мировой войны она была участницей французского Сопротивления, спас­ла жизнь русскому офицеру, вышла за него замуж, родила дочь и уеха­ла с мужем в Самару. Затем он оказался в тюрьме. После освобождения супруг в семью не вернулся, а она так и не смогла уехать на родину…

    В пьесе, написанной Андреем Курейчиком по мотивам этих событий, сразу три Жизели — весенняя (Париж 1940 года, 18 лет), летняя (автор перенес действие в белорусскую деревню Корзуны, 1957 год, героине 35 лет) и осенняя (Корзуны, 1999 год, 77 лет). Гражина играет 18-летнюю.

    — Жизель стала моей первой большой ролью в театре, — говорит актриса. — Она живет в Париже с родителями и сестрой. Работает в ателье, сама себе шьет

    одежду, потому что мама с детства учила ее: француженка всегда должна хорошо выглядеть. Мечтает стать балериной. Встречает свою первую любовь — молодого журналиста Франсуа, который погибает по нелепой случайности. Тогда Жизель уезжает в Нормандию, где влюбляется в русского офицера Сергея.

    Она отличается от меня — взбалмошная, с кучей идей в голове, которые делают жизнь веселее, по-детски наивная. Люблю ее за то, что она не боится своих эмоций. Я более спокойный человек.

    Пока общаемся, Гражина накручивает волосы на плойку. Локоны — тоже важная часть образа.

    — Появляюсь на сцене в белом платье с ленточками, светлых туфельках, с локонами. Внешняя легкость отображает характер моей Жизели, — поясняет актриса. — Но в сцене похорон Франсуа уже набрасываю черную шаль. Потом, когда решаю отправиться на войну, меняю платье на темный строгий костюм с беретом.

    В кармане костюма спрятан листок бумаги. Подсказка? Жизель ведь должна говорить по-французски.

    — Это письмо, которое нужно мне в спектак­ле, — рассказывает Гражина. — Французские реплики пришлось учить наизусть, их не так много, но раньше этого языка я не знала. Сцена знакомства с будущим мужем, например, построена так, что моя героиня говорит по-французски, а Сергей — по-белорусски. Они не понимают друг друга, пытаются громче говорить, общаться жестами.

    Проходим на сцену. Первые зрители появятся в зале только через час, а пока проверяем реквизит.

    — Как правило, не обращаю внимания на реакцию пуб­лики, но очень заволновалась, когда пришли папа, мама и брат, — признается Гражина. — Они однажды сделали мне сюрприз в день рождения — приехали в театр. Как раз играла «Тры Жызэлі», а спектакль начинается сценой дня рождения героини. Было страшно, потому что мои самые родные люди смотрели на меня другую, не такую, какой привыкли видеть. Им понравилось. Родители расплакались, а брат сказал, что будет ходить на все мои спектакли.

    «Тры Жызэлі» идут в теат­ре белорусской драматургии уже три года. Если спросить в кассе, какие спектакли наиболее популярны, драма в постановке Александра Гарцуева будет в этом списке.

    — Отыгрываю свою последнюю сцену и уже слышу всхлипы в зале. Люди всегда плачут после этого спектакля. Когда вспоминаю, что история реальная, роль становится еще более близкой и трогательной, потому что рассказываю о конкретной женщине. Я играю только треть спектак­ля, но и это непрос­то — много эмоциональных переходов. А француженка прожила такую жизнь… И показала всем, что никогда нельзя унывать, отчаиваться. Все в жизни ценно, какой бы она ни была сложной. Важно принимать с открытой душой то, что у тебя есть: семью, любовь, увлечения. В каждой из наших Жизелей чувствуется эта сильная тяга к жизни.

    Первый звонок прозвучит минут через 40, поэтому Гражине нужно возвращаться в гримерку.

    — Может, с опытом будет проще, а пока уже за день до показа думаю о спектакле, проговариваю текст, стараюсь пораньше лечь спать, чтобы выспаться и хорошо выглядеть, — говорит Гражина. — Прихожу часа за три до начала, чтобы спокойно загримироваться, переодеться. Не меньше 15 минут нужно уделить разминке, потому что танцую в спектакле. Важно настроиться внутренне, пару минут постоять за кулисами в тишине, подумать о том, что будешь сейчас делать. Еще как Гражина. Шаг на сцену, первый выплеск адреналина — и уже думаешь и чувствуешь, как Жизель.

    Гражина Быкова — актриса Республиканского театра белорусской драматургии. Родилась в 1992 году в Гродно. Окончила в 2014 году Белорусскую государственную академию искусств (курс Зои Белохвостик). Играет в спектаклях «Любоў людзей», «Ліфт», «Белы анёл з чорнымі крыламі», «Нямое каханне», «Усе мышы любяць цырк», «Два чароўныя парасоны», «Адвечная песня», а также в некоторых независимых проектах: постановке PATRIS Сергея Анцелевича и спектакле «Латентные мужчины» в Korniag Theatre.

    Теги: 
    • {Нет тегов}