Мелкая моторика

  • Алеся ЗАГОРСКАЯ, Минский курьер №39 от 07 апреля 2015 Скачать номер 07 апреля 2015 15:36 Общество Русский

    Ребенок на мотоцикле: чему должен учиться будущий байкер, рассказал заведующий кабинетом автомотоспорта Минского государственного Дворца детей и молодежи Михаил Коваленок

    Михаил увлекается мотоспортом с 15 лет.

    — Вместе с другими подростками, которые занимались в кружке, все свободное время проводил на площадке и в мастерских, — рассказывает Михаил. — В те годы, а это была середина 1990-х, ездили на старой технике: чешской «Чезете» («CZ») и советском «Минске». Сами находили запчасти и ремонтировали байки, поскольку такие модели уже не выпускались.

    Страсть к мотоциклам со временем переросла в работу: учился в пединституте и одновременно вел занятия в мотокружке.

    — Вузов, готовивших специалистов по техническому творчеству — картингу, авто, авиа- и судомоделированию, — тогда не было, — улыбается собеседник. — Я по образованию преподаватель математики и информатики. Получив диплом, пришел работать во Дворец детей и молодежи.

    Педагог обучил сотни юных минчан, в том числе собственных сына и дочь.

    — Сейчас Денису 11 лет, — рассказывает Михаил Коваленок. — Впервые за руль он сел в 3,5 года. Через Интернет я нашел в Харькове детский мотоцикл, взял билет на поезд и отправился за чудом техники. Отдал за него порядка тысячи долларов. Разобрал, упаковал и привез в двух чемоданах.

    Алина увлеклась мотоспортом в 5-летнем возрасте. В свои 10 лет она, как и брат, выступает на рес­публиканских и международных соревнованиях по мотокроссу.

    По словам Михаила, мотоспорт — удовольствие не из дешевых. Технику и экипировку спортс­мены покупают за собственные деньги. Полный комплект стоит в среднем 400-500 долларов. Причем существенной разницы в цене между взрослой и детской амуницией нет.

    — У спортсменов есть определенный защитный набор, — рассказывает педагог. — Специальные ботинки — мотоботы, фиксирующие голеностопы; штаны из термо- и износостойкого материала; ошейник для ограничения подвижности шеи (во избежание травм позвоночника); пояс, фиксирующий поясницу; наколенники, налокотники, перчатки, шлем. Поэтому, когда говорят о травматичности мотоспорта, я готов спорить: этот вид не опаснее любого другого. За 20-летнюю спортивную карьеру у меня не было серьезных травм.

    Кружковцы садятся за руль мотоцикла в 10 лет. Задача педагога — ознакомить детей с устройством байков, Правилами дорожного движения, подготовить к сдаче экзаменов в ГАИ в перспективе. Девчонки и мальчишки осваивают также фигурное вождение.

    В мотоспорте важны выносливость, аналитическое мышление (рассчитывается траектория движения, маневры соперников, возможность обгона) и, безусловно, бесстрашие и отвага.

    — Мотоциклисту важно уметь преодолевать чувство страха, — продолжает педагог. — На трассе нужно где-то прыгнуть, пролетев на мотоцикле 20-30 мет­ров над землей, где-то — обогнать соперника. Мотоцикл рассчитан на такие нагрузки, но спортсмен, если не совладает с собой, может пострадать.

    Михаил Коваленок — педагог дополнительного образования высшей категории, победитель городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года — 2011» в номинации «Техническое творчество»; лауреат премии Мингорисполкома, кандидат в мастера спорта по мотоспорту.