Генералы песчаных карьеров—2

  • Аэлита СЮЛЬЖИНА, СБ. Беларусь сегодня 25111 от 29 ноября 2016 29 ноября 2016 00:00 Общество Русский

    Песка у нас хоть засыпься. Если судить по количеству объявлений незамысловатого содержания «ПЕСОК. ГРАВИЙ. ЩЕБЕНЬ» с указанием номера телефона, расклеенных едва ли не на каждом фонарном столбе в деревнях и коттеджных поселках возле крупных городов. «СБ» в номере за 22 ноября (А.Митюков «Генералы песчаных карьеров») подробно описала подпольный промысел по добыче и продаже песка в Бресте, где нелегалы выгребают его экскаваторами, вывозят грузовиками из зон строительства автодорог и тоннами продают. Но, быть может, это исключение, местная «аномалия»? В поисках ответа обозреватель «СБ» решила лично посмотреть, как песчано–гравийный рынок в Минске и его окрестностях отвечает предложением на спрос.

    ...По улице Асаналиева, 72 находится открытое акционерное общество «Нерудпром», в его ведении 3 дробильно–сортировочных завода — «Волма», «Минский» и «Крапужино», откуда на стройки развозят песок, щебень и гравий. Здесь формируется официальная государственная цена на товар. Частному застройщику кубический метр песка 1–го класса, сеяного обойдется в 5,76 рубля (высший класс, мытый — 6,35 рубля за куб), гравия — 6,84 рубля и щебня — 9,77 рубля за куб. Нынче не сезон, и проблем с приобретением песка никаких. Звонишь в службу сбыта, тебе сообщают телефон службы доставки, согласовываешь время и место. Оплатить можно наличными или по электронному счету–фактуре, не выходя из дома. По редакционной легенде, «я покупаю песок для строительства дома в 25 километрах от Минска». 20 тонн песка (это примерно 12,5 куба) 1–го класса мне готовы были привезти за 212 рублей: 72 рубля собственно материал и 140 — транспортные услуги. Плюс сервис. Если бы заказала в пятницу, то во вторник бы привезли. Со щебнем и гравием сложнее. Как предупредили в отделе сбыта, не всегда в наличии.

    Но если стройматериалы нужны оперативнее, то добро пожаловать к многочисленной армии коммерсантов. Цена на песок по частным объявлениям варьируется от 150 до 250 рублей, если требуется полный пакет документов — товарно–транспортная накладная, паспорт на песок, договор купли–продажи. Причем сервис еще тот! Одна компания для оформления документов предложила мне подъехать на улицу Монтажников где–то в Малиновке, другая пригласила в промзону в Шабаны. И дорого, и неудобно. Значительно проще приобрести песок без каких–либо бумаг. Цена автоматически снижается до 150 — 180 рублей за 20 тонн. Но главный минус в том, что никогда не известно точное количество материала и его качество может быть непредсказуемым. Хотя чаще всего этот песок также везут из государственных карьеров (их под Минском немало), просто, чтобы не платить налоги, реализуют по «серой» схеме. Любопытно, как им удается перемещать тонны таких строительных грузов мимо ГАИ и прочих контролирующих организаций?..

    Не секрет, как только возле каких–то населенных пунктов разворачивается большое строительство жилья, а тем более дорог и развязок, тут же на частных подворьях возникают кучки песка, латки из асфальта, гравием щедро засыпаются ямы на подъездах к жилым домам. Несложно догадаться, откуда все это. Но доказать непросто. Решила проверить слухи о том, что любая масштабная стройка щедро кормит тех, кто ее ведет. Причем речь о доходах помимо официальной зарплаты. Через неделю–две в стране завершается строительство второй Минской кольцевой автодороги стоимостью более 70 млн долларов. Туда мы и отправились за песком. Вагончики, строительную технику и несколько бригад удалось застать неподалеку от деревни Тресковщина — «Белавтодор» наводит лоск перед сдачей объекта в эксплуатацию. Монтируются бордюры и ограждения, разравниваются откосы. В общем, есть грузовики, экскаваторы и остатки полезных материалов. Первые попытки договориться с водителями завершились полным провалом. Говорят «нет» и разговор не продолжают. Только словоохотливый парень из легковой машины с яркой надписью «Белавтодор» на борту подсказал: «Это вам к начальству, в бытовку лучше подойти». Легко сказать: подойти. Дороги к бытовке нет, грязь по колено. Договариваюсь, чтобы рабочие позвали начальника участка. А дальше все просто. Мой вопрос о покупке песка «руководителя» ничуть не смутил. Ни он, ни я даже не представлялись друг другу. Вот какая запись осталась на диктофоне.

    Хватило и на подсыпку дороги.

    — Здравствуйте, — говорю. — Нельзя ли у вас песочка взять в соседнюю деревню Горошки?

    — Что значит «взять»?

    — Купить.

    — Вот все, что осталось, — показывает мне кучу стройматериалов у бытовки.

    — Сколько будет стоить?

    — Сойдемся на 300 — 400 тысячах рублей старыми. За 10 тонн.

    — А там будет 10 тонн?

    — Там будет 60. Но песок с камешками. Несеяный. А у вас машина своя? Где деревня, куда везти?

    — Горошки.

    — Нет, в Горошки не повезем. Это 28 километров. Если бы тут где–то на месте. В километре. Максимум пять.

    — Почему?

    — Топлива нет.

    — А 300 тысяч рублей — это с доставкой?

    — Нет, чисто материал.

    — А с машиной?

    — Будет дороже — тысяч 800. Если найдете свою машину, пожалуйста, приезжайте, берите. Я не повезу.

    — А кто мне загрузит? Ваши хлопцы загрузят? И в понедельник можно забрать?

    — Да, лучше в понедельник. В среду я снимаюсь.

    На второй Минской кольцевой наводят последний лоск.

    Итак, буквально вчера я могла стать обладательницей 60 тонн песка, который запросто помогли бы умыкнуть со стройки. А ведь отправляясь на вторую кольцевую, столь масштабный и серьезный объект, думала, что для выполнения редакционного задания о процветании воровства на стройобъектах придется долго «взламывать защиту» и тратить время на уговоры. Ничего подобного. Системы противодействия воровству здесь просто нет. А когда на стройке есть возможность украсть материалы, то всегда найдется тот, кто это сделает. Если бы «левый» стройматериал нужно было бы отвезти в соседнюю деревню Тресковщина или Малявки, что всего в километре от второй кольцевой, то 20 тонн несеяного песка обошлись бы в 80 рублей. Это, кстати, дороже, чем продается официально в карьере. Выгода только в том, что отсутствует транспортное плечо. Хотя за доставку «начальник» накинул мне еще 40 рублей. Из всего увиденного можно сделать вывод, что столь популярным способом покупки стройматериалов в основном пользуются местные жители из деревень, мимо которых прошла кольцевая.

    Мой эксперимент доказал: с больших строек, особенно дорожных, воруют отчаянно! И если прочитать объявления на тысячах столбов «Песок. Щебенка» и отправиться по указанному адресу, то следы приведут на стройку...

    P.S. Возле одного из строящихся частных домов в деревне Тресковщина мы обнаружили просто залежи стройматериалов. Песком щедро засыпана дорога к дому, горы его и на участке, плюс щебень. Все это стоит тысячи рублей. Интересно, есть ли у местного богача на все это документы? Скорее всего, это «отходы» большого строительства...