Как прошел финансовый эксперимент в школах Скиделя?

  • Марина Талай, Перспектива 15/2017 от 22 февраля 2017 24 февраля 2017 12:01 Экономика Русский

    В январе минувшего года три школы города Скиделя были включены в пилотный республиканский проект по апробации нормативного подушевого финансирования в учреждениях общего среднего образования. Проще говоря, самостоятельно вели бухгалтерский учет.

    Живут по средствам

    По словам заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма Гродненского райисполкома Андрея Семашко, на апробацию проекта из районного бюджета было выделено 1,7 млн. рублей. Директора школ совместно со специалистами отдела образования, спорта и туризма разработали план мероприятий. Где-то оптимизировали наполняемость групп при делении классов на уроках иностранного языка, где-то сократили командировочные расходы… Андрей Францевич уверен, что данный эксперимент – отличная возможность для школ жить по средствам, по-хозяйски подходить к распределению финансов.

    Главный бухгалтер отдела Алла Величко отметила, что сэкономленные деньги школы могут использовать в этом году. Например, на обновление оборудования, закупку необходимой оргтехники, ремонт. За время апробации проекта скидельские школы сработали неплохо – к концу года набежала сумма в 24,6 тысячи рублей.

    Экзамен выдержали

    Скидельская СШ №1 – самая большая школа по численности учеников, в ней обучается почти 700 детей. В основе новой системы лежит принцип «деньги следуют за учеником», и, понятное дело, такой подход к финансированию здесь поддерживают.

    – За год работы в новых условиях мы ощутили финансовую свободу, оптимизировали штатную численность учреждения, укрепили материально-техническую базу, незначительно повысили заработную плату педагогических работников, – делится директор школы Татьяна Козлова.

    С успехом прошла апробация нормативного подушевого финансирования и в СШ №3. Здесь с удовольствием продолжают работать по-новому. По словам директора учреждения Натальи Анисько, в школе научились экономить. Благодаря этому закупили компьютерную технику, стройматериалы. Пересмотрели маршруты школьных автобусов, один из них решили сократить. Школьники не почувствовали неудобств, зато школьный бюджет к концу года удалось пополнить на 2 400 рублей.

    Если поначалу на плечи директора были возложены такие обязанности, как оформление договоров, ведение документации, составление сметы и т.д., то сегодня эти функции выполняют грамотные и квалифицированные специалисты – бухгалтер и экономист.

    Директор СШ №2 Инна Щеглова обратила внимание на то, что численность детей в ее школе с каждым годом уменьшается. Это связано со старением микрорайона. Поэтому директор считает, что действующий механизм необходимо адаптировать к современным условиям образовательного процесса и к каждому учреждению образования.

    Включат всех?

    Какова вероятность того, что все школы Гродненского района станут самостоятельными в финансовом плане? В отделе образования, спорта и туризма этого не исключают. Вместе с тем Андрей Семашко предполагает, что могут возникнуть некоторые сложности. Школам с небольшой численностью учащихся возможно придется непросто. Учеников мало, а здания – достаточно большие…

    Меж тем с начала этого года на нормативное подушевое финансирование перешли уже школы Берестовицкого района и Могилевской области, действует оно и во всех учреждениях общего среднего образования Лидчины.