17 Августа, 2018 Пятница

Как Декрет № 7 упростил работу в строительной отрасли

  • Полина Конога 08 августа, 2018 в 14:30
    0

    Действие одного из самых «революционных» документов последних лет – Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» — уже существенно подстегнуло бизнес, а также ремесленников и тех, кто может вести свое дело без регистрации ИП. Серьезные изменения произошли и в целых отраслях. Например, документ существенно либерализировал строительную сферу. Нововведения бизнес оценил очень положительно. О самых важных новациях, которые помогут улучшить позиции страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business и еще повысят инвестиционную привлекательность белорусского строительного рынка, «Рэспубліцы» рассказали в Министерстве архитектуры и строительства. 

    Новый термин

    Начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Минстрой-архитектуры Артем Юшкевич обращает внимание на важную деталь: при разработке норм документа ведомство тесно взаимодействовало с бизнесом, поэтому результат – это итог общей работы:

    — Мы детально обсудили, что волнует бизнес в сфере строительства, что мешает эффективно работать и развиваться. Предприниматели пришли со своими предложениями, мы, как регулятор, озвучили свое видение, в результате получился компромисс, который всех устроил. 
    Одной из самых важных новаций для стройотрасли стало появление нового термина – «техническая модернизация». Чтобы проще разобраться в этом понятии, Артем Юшкевич приводит такой пример: вводится в эксплуатацию новый торговый центр. Перед собственником стоит задача привлечь арендаторов, которым в дальнейшем под себя нужно продолжать строительные работы. Этот момент и был большой проблемой, поскольку такие работы считались модернизацией и требовали большого количества дополнительных разрешительных бумаг и согласований. Зачастую совершенно лишних и ненужных. Новый термин позволяет проводить ряд работ без разрешительной документации исполкомов, на основании проектной документации, состав и содержание которой заказчики и проектировщики определяют самостоятельно. Упрощение в части отсутствия необходимости получения разрешительной документации действует и в отношении строительных работ при капремонте.

    Меньше экспертиз и замена принципов

    Важным шагом навстречу бизнесу стала оптимизация государственных экспертиз. Напомним, сейчас субъекты хозяйствования в отношении отдельных видов объектов проходят и государственную экспертизу проектной документации, и экологическую, и санитарно-гигиеническую экспертизы. При этом декрет отменяет ряд случаев, при которых необходима экологическая и санитарная экспертиза. Кроме того, сейчас Правительство рассматривает вопрос по оптимизации трех упомянутых процедур:
    — Один из пунктов документа содержит порученческую норму, касающуюся дальнейшей оптимизации объектов и правил, вплоть до объединения экспертиз. Этот вопрос сейчас широко прорабатывается. Предложено сами экспертизы сохранить как самостоятельные органы, но при этом пересмотреть их компетенции – четко их разделить для того, чтобы исключить излишнее дублирование при прохождении процедур. 
    Существенным нововведением для отрасли стала замена разрешительного принципа начала строительно-монтажных работ (СМР) на уведомительный. Ранее до начала строительства необходимо было получить разрешение Госстройнадзора. Декрет позволяет при наличии положительной экспертизы по проектной документации направить уведомление в этот госорган и приступить к СМР. 

    Работа под ключ и снос объектов

    Артем Юшкевич называет еще несколько принципиально важных нововведений декрета для отрасли. Они касаются строительства объектов под ключ и оказания комплекса инженерных услуг. В первом случае генподрядчику можно получать разрешительные документы исполкомов, раньше это делать могли только заказчики. 

    — Были прецеденты, когда физлица, являясь собственниками земельных участков, недвижимого имущества, не могли получить разрешительную документацию на возведение, реконструкцию объектов. Для этого они должны были регистрировать ИП или юрлицо, что очень усложняло работу. Декрет № 7 устраняет этот барьер. Теперь человек может нанять инженерную организацию или генподрядчика, которые и получат всю необходимую документацию.  Отдельно Артем Юшкевич останавливается на вопросе сноса неиспользуемых объектов. Чтобы снести, условно говоря, старое здание в сельской местности, необходимо было затратить немало времени и подготовить ряд «лишних» бумаг, расходовав на это зачастую бюджетные средства. Местные органы власти сами обращались в министерство и предлагали упростить эту работу. Сейчас решение о сносе могут принимать исполкомы и органы базового территориального уровня, при этом же сами определяют, какой состав проектной документации нужен, а также согласовывают мероприятия по обращению с отходами. 

    Это лишь часть норм декрета, которые упростили работу в строительной отрасли. В Минстройархитектуры уже оценили положительный эффект от документа и получают хорошие отзывы от игроков строительного рынка. 

    — Результатом наших совместных усилий стало совершенствование порядка производства некоторых работ, направленных на то, чтобы люди могли максимально оперативно принимать решения в своем бизнесе, перестраивать его. Сегодня, чтобы выпускать востребованную продукцию, необходимо вовремя меняться. Нормы декрета позволяют это делать, помимо этого, они устраняют административные барьеры. Мы нередко слышали замечания о том, что строительная деятельность сложная и многоступенчатая, что на получение одного разрешения уходили месяцы. Сейчас эти вопросы отчасти решены. 

    Эксперты полагают: новации придадут импульс строительному бизнесу, активизируют инвесторов, а также повысят позиции Беларуси в страновом рейтинге Всемирного банка Doing Business.


    konoga@sb.by

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)