Зимой основные силы дорожников сосредоточены на уборке снега и своевременной обработке улиц противогололедными реагентами, но и о ремонте транспортных артерий они тоже не забывают. В этом лично убедились корреспонденты ВМ
Зима в Минске — это проверка покрытия улиц на прочность, пройти которую крайне сложно. Погода капризна: то растает, то подморозит, а дороги страдают. Если даже в мельчайшую, незаметную трещинку в асфальте попадает вода, потом в мороз она превращается в лед, который более объемен, чем жидкость, и постепенно раздвигает расщелину. Когда эти циклы заморозки-разморозки повторяются постоянно, тоненькая ниточка на покрытии превращается в яму, причем иногда весьма стремительно.
Чтобы своевременно выявлять и устранять такие дефекты, дорожники ведут круглосуточный мониторинг состояния улично-дорожной сети. Обнаруженные дефекты заносят в журнал учета. В управлении «Центр» ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», например, они заведены на каждую подконтрольную транспортную артерию.
Площадь улично-дорожной сети, обслуживаемой управлением, — почти 2 миллиона квадратных метров. Это объекты, которые можно назвать лицом города: проспекты Победителей и Независимости, улицы Притыцкого, Купалы, Первомайская, Свердлова… Плюс мостовые сооружения на этих транспортных артериях. Плюс площади: Независимости, Октябрьская, Победы, Государственного флага. Эти места всегда на виду, поэтому выглядеть должны если не безупречно, то близко к этому. Каждое из них специалисты обслуживающей организации объезжают не менее двух раз в смену, то есть четыре раза в сутки.
Утром отправляемся вместе с работниками управления «Центр» устранять на проспекте Независимости трещины, выявленные прошедшей ночью.
— Старший мастер предыдущей смены передает перечень обнаруженных дефектов коллеге, заступающему в следующую смену, который во время объездов территорий, в частности, проверяет, ликвидированы ли они, — рассказывает старший мастер участка содержания улично-дорожной сети управления «Центр» Николай Высоцкий. — Во время ежедневных объездов мы оцениваем состояние не только проезжей части, но и тротуаров, и площадей. Что-то замечаем прямо из машины — глаз-то уже наметан, но не ленимся выйти из транспорта, чтобы обойти территорию пешком.
Тем временем добрались до места. Наш первый «пациент» — участок с выбоиной на проспекте Независимости возле здания № 99, что напротив Детской железной дороги. «Газель» дорожников останавливается перед ней, и работники приступают к подготовительному процессу: достают конусы для ограждения участка, где будет проводиться ремонт, меняют знак «Объезд препятствия справа или слева» на щите прикрытия на «Объезд препятствия слева» и принимаются выгружать из кузова то, что понадобится для починки. Сегодня в бригаде пять работников, но, как говорит старший мастер участка по ремонту асфальтобетонных покрытий и ливневой канализации Александр Корсак, при зимнем ремонте экипаж чаще всего формируется из троих.
Когда подготовка рабочего места завершена, дорожники приступают к вырезанию карты и извлечению из нее старого асфальта. Его, к слову, собирают на базе предприятия, а когда накапливается определенное количество, отправляют на переработку в УДМСиБ, где бывшее дорожное полотно превращается в асфальтогранулят.
Александр Корсак сразу предупреждает: когда смотришь на выбоину, сложно сказать, какой объем работы предстоит. Это становится понятно, когда снято износившееся покрытие. В этот раз повезло: яма неглубокая.
Очищенную карту просушивают, обрабатывают битумом. Далее — фотопауза: старший мастер фиксирует на смартфон так называемые скрытые работы. Это для службы технадзора, чтобы показать, что все необходимые этапы ремонта выполнены.
Теперь кульминация — укладка асфальта. По предварительной оценке, на эту яму потребуется 80-100 кг. Сегодня работают с сухой пакетированной асфальтобетонной смесью. Из «Газели» извлекают мешки, в каждом 20 кг будущего асфальтового покрытия. Очень удобно: не нужно ждать асфальтовоз с завода. Открыл мешок, высыпал содержимое в карту, разровнял — и можно утрамбовывать.
Тонна этого стройматериала стоит около 160 рублей. Это примерно в два раза дороже, чем литая горячая смесь, которую также используют при зимнем ремонте улиц. Но порой лучше переплатить и заделать яму в кратчайшие сроки. Ведь если выбоина действительно опасная, в любой момент в нее может влететь машина, и тогда дорожникам выставят счет за повреждение транспортного средства.
Когда смесь уже в карте, остается ее уплотнить, а затем измерить заплатку.
Подводим итог: с прогнозом количества асфальта немного промахнулись — потребовалось шесть мешков (120 кг). Зато время, необходимое для ремонта, выдержано точно: управились ровно за 40 минут с учетом подготовительного этапа.
Можно складывать оборудование, ограждающие элементы и двигаться дальше, в сторону площади Калинина. На этом участке было выявлено еще несколько выбоин, требующих срочного вмешательства.
Смесь, которую применяли для ремонта сегодня, можно использовать при температуре не ниже -15 °С. Другой материал для зимнего ремонта улиц — литые горячие смеси — применимы до -10 °С.
Напоследок интересуемся у профессионалов: можно ли укладывать асфальт, если идет снег? Ответ: по технологии работы следует проводить в сухую погоду. Но в сильный снегопад, как правило, асфальт и не укладывают, а вот если осадки не столь обильные, ремонт возможен. В любом случае, прежде чем заполнить карту новым асфальтобетоном, ее тщательно просушивают. Дорожники в первую очередь сами заинтересованы в том, чтобы все было выполнено качественно и надежно, ведь им же в дальнейшем обслуживать транспортные артерии.
Справка «ВМ»
С начала 2018 года на улично-дорожной сети Минска устранено около 4,5 тысячи квадратных метров выбоин. В первую очередь ликвидируют критические дефекты, которые могут повлиять на безопасность движения.
Комментарии (0)