18 Апреля, 2024 Четверг

В мастерской у платнера

  • 19 октября 2017 Культура Русский 0

    Сергей Нурматов входит в десятку лучших платнеров Европы. Копии исторических реликвий, сделанные руками могилевчанина, знатоки часто оценивают так же высоко, как и оригиналы.

    Тайну их изготовления Нурматов открывает с легкостью: «Все волшебство происходит в мастерской. Настоящий рыцарский доспех настолько пластичен, что человек не чувствует его веса. Представьте, на воине 50 кг амуниции, а он бегает, скачет на лошади и лихо размахивает мечом».

     

    По этой причине экспонаты профессионала хранятся исключительно в музеях. Нынче уникальная коллекция представлена на одной из заграничных экспозиций, далее ее путь расписан буквально понедельно. На два года вперед.

    Титаны доспешного искусства

    Созданные могилевским платнером рыцарские доспехи и вооружение Западной Европы XVI— XVIII вв. по подвижности и качеству не уступают работам мастеров древности. К слову, в любые времена были кустари, снабжающие армии «железными платьями», а был и «штучный товар» — признанные при жизни титаны в искусстве доспехов. Например, Кунц Лохнер. Его работы предназначались исключительно для короля и его свиты.

    Именно на лучших равнялся наш современник, когда начинал заниматься этим ремеслом. Коллекционирование старинного оружия однажды наскучило — и творческая натура выразила себя в кардинально новой ипостаси.

    Обзаведясь мастерской, Нурматов за несколько месяцев создал реконструкции более десяти комплектов доспехов пехотинцев и кавалеристов XVI-XVII вв. Дебютную выставку в Могилевском областном краеведческом музее публика отметила большим вниманием, после чего платнер понял: раз есть интерес, надо продолжать. Так появились латные сабатоны «Медвежья лапа» и «Коровья морда», латные рукавицы, шлемы саперов и аркебузеров. Из собственного собрания добавились образцы колющего оружия: отреставрированные рапира «Паппенхаймер», кабаний меч, гусарская сабля, кинжал милосердия, готические шестоперы, чеканы...

    Есть у Сергея и авторский доспех императора Священной Римской империи, короля Испании Карла Пятого. В мире таких комплектов всего два. Оригинальный находится в Мадриде, у Нурматова — авторская копия.

    Точь-в-точь артефакт

    — В мире хватает людей, которые увлекаются изготовлением рыцарского обмундирования, — говорит Сергей. — В Испании, например, его штампуют чуть ли не в промышленных объемах, то есть при помощи современного оборудования, прессов, литья. Эти доспехи не имеют никакой исторической ценности, лишь эстетическую: ими украшают интерьеры ресторанов, гостиниц и загородных поместий. Я же делаю, как в старину: от начала и до конца ручная работа. Из инструментов лишь молот, зубило, деревянные колодки, металлические вытяжки… Даже без дрели обхожусь. Лет шесть назад коллекционер из России заказал у меня горшковидный шлем крестоносцев. Много времени и сил затратил, вручную вытягивая металл. Получилось лучше настоящего — точь-в-точь артефакт XII века.

    За 12 лет профессионального увлечения доспешным делом Нурматов объездил десятки европейских музеев, видел сотни различных экспонатов. Скрупулезно изучал военную экипировку по чертежам, гравюрам и оригинальным образцам. Делал выводы, привносил в технику исполнения свои новшества — и наконец получил то, что хотел. Сегодня его точные копии признаны экспертами, а главное — мастер доволен своей работой.

    По словам Сергея Нурматова, на изготовление одного доспеха уходит от нескольких недель до года. Все сделано из стали, различной по прочности и твердости.

    Когда «костюмчик» впору

    Пожалуй, именно пластичность — основное качество доспеха. Ведь, как признается Сергей, лишь 20 процентов рабочего времени уходит на то, чтобы его изготовить. Остальные 80 — на выверенную, максимально точную подгонку под тело человека. Известно, что в эпоху Средневековья рост рыцарей достигал полутора метров, а вся амуниция могла весить от 8 до 48 килограммов. Гусарские доспехи, как правило, самые легкие, а вот турнирные вместе с оружием и прочей экипировкой прибавляли к массе человека еще килограммов 80. Мастера умудрялись так виртуозно распределить груз, что он был практически неощутим. Рыцарь двигался, словно в плаще.     

    — Только представьте, какими мощными были доспехи Ренессанса, если гарантировали 80-процентную защиту от пули, — рассказывает реставратор. — В то время как раз появилось огнестрельное оружие. И все-таки именно от мобильности «мужского наряда» зависела безопасность рыцаря. Путем долгого усердия и экспериментов мне удалось создать вещи, которые выглядят так, будто их только вчера сняли с воина: все изгибы тела повторяются с анатомической четкостью.   

    От полировки, толщины металла, историчности зависит и цена изделия. Самый дорогой доспех Нурматова стоит 25 тысяч долларов. Правда, и это не предел. Есть у коллег-доспешников и экземпляры, которые в два раза дороже, при условии, что «костюмчик» не только впору, но и представлен в комплекте. И если по всему свету, допустим, наберется миллион оригинальных доспехов, то всего лишь пятая часть, тысяч двести, будет собрана целиком — со шлемом, перчатками… Остальные же могут относиться к одной эпохе, но детали — из разных.

    Интересно, что за пределами Беларуси Нурматов более известен, чем на родине. Работы мастера выставлялись в замках Украины и польском Грюнвальде. Изначально в его личной коллекции было всего 20 экспонатов. Сегодня — более 250.

    Виктория СИДЕЛЬНИКОВА.

    Автор: Виктория СИДЕЛЬНИКОВАМогилевская правда
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)