25 Апреля, 2024 Четверг

Защитные беспорядки

  • 25 мая 2016 Экономика Русский 0

    Магазины стонут от проверок, которые им устраивают отдельные коммерческие структуры, выдающие себя за общества защиты прав потребителей

    Иногда такие «эксперты» действительно находят про­срочку в торговом зале, но чаще сами приносят негодный товар и подкладывают его незаметно на прилавки. А потом, сокрушенно качая головой, начинают общаться с руководством магазина. Припугнув представителей торгового объекта звонком в санстанцию, тут же предлагают компромиссное решение. Например, записаться на платные курсы в организацию, которая обучит сотрудников правилам торговли. Причем счет-фактуру вручают не отходя от кассы. Стоимость учебы — от 800 тысяч до 6 миллионов рублей. Большинство попавшихся на крючок работников торговли соглашаются.

    Супервайзер столичной компании Ксения Хобта работает в молочно-соковой команде и о сложившейся ситуации знает не понаслышке. Все происходит на ее глазах, да и лекционные расходы ей приходится делить с продавцами.

    — Наказание рублем за про­срочку — это одно, — отметила она. — Но почему нам приходится платить за несуществующие нарушения?

    Возникает логичный вопрос: а как же видеокамеры, неужели с их помощью нельзя вывести на чис­тую воду мошенников? По словам собеседницы, наличие в торговом зале записывающих устройств не панацея. Существуют так называемые слепые зоны. Хотя иногда камеры все же выручают.

    Как рассказала Ксения, однажды во время ее беседы с товароведом магазина в кабинет зашла женщина. В руках она держала охлажденную курицу. Показав удостоверение защитника прав потребителей, стала возмущаться: птица якобы хранилась в ненадлежащих условиях, не в том холодильнике. Выписала счет-фактуру на лекцию за 800 тысяч рублей. Поз­же, просматривая запись видеокамеры, сотрудники увидели: днем раньше дамочка достала курицу из одного холодильника и переложила ее в другую камеру. В другом торговом объекте провели собственное расследование. Изучили записи видеокамер и установили, что некоторые «проверяющие» работают в команде: сегодня один взял, к примеру, детский творожок и спрятал его в закуток, через два дня второй его оттуда извлек.

    Бывало и такое, что администрация магазина заплатила 1.500.000 рублей за просрочку, а когда подняли документы, то обнаружили: такого продукта в продаже не было! Но разбираться в ситуации так никто и не стал. Все магазины, по словам собеседницы, боятся санстанции как огня. Им проще откупиться от вымогателей.

    Последние, по наблюдениям Ксении, ведут себя нагло и уверенно. Недавно, предъявив литр просроченного сока, предложили прослушать лекцию за 5 миллионов рублей. На вопрос, почему такой большой штраф, ответили: «Мы — частная организация, сколько хотим — столько и берем за обучение!»

    — Убеждаю продавцов, что они сами дают повод так поступать предприимчивым гражданам, — пояснила Ксения. — На мой взгляд, поборники правды приходят в некоторые торговые предприятия как к себе домой именно потому, что руководство соглашается оплачивать навязываемые услуги. Те магазины, которые не пошли на поводу у потребительского экстремизма, лжепроверяющие обходят стороной, так как поняли, что их уловка не сработала.

    В Минске 11 организаций по защите прав потребителей (перечень, адреса и телефоны размещены на сайте управления торговли и услуг Мингорисполкома).

    — Эти коммерческие структуры никакого отношения к нашей организации не имеют, — подчеркнула председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — Речь в данном случае ни о какой защите не идет. Основная цель таких компаний — извлечение прибыли. Они порочат репутацию тех людей, которые действительно занимаются защитой прав потребителей.

    В данной ситуации речь идет о нарушениях законодательства Рес­публики Беларусь, в частности норм Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании конт­рольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь». Любой покупатель, купивший просроченный продукт, может оставить запись в Книге замечаний и предложений, обратиться в санстанцию с соответствующим заявлением. Проверять магазины должны только уполномоченные госорганы.

    — Настаивать на заключении договоров на обучение субъекты хозяйствования не имеют права, — уточнил замес­титель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингор­исполкома Владимир Пучик. — Продавцы могут спокойно отказываться от подобных предложений.

    — А если некачественный товар подбросили? — интересуемся.

    — Считаете, что имело место нарушение закона, обращайтесь с заявлением в органы внутренних дел, — прокомментировала старший помощник прокурора Минска Наталья Косач. — По указанным фактам будет проведена проверка и дана соответствующая правовая оценка.

     

    P. S. Почему продавцы терпят произвол и платят лекционные поборы, позволяя тем самым процветать лжезащитникам? Неужели и правда так боятся санстанции, которая, по их словам, найдет, за что выписать штраф?

    Как показывает практика, проверки приходят по первому требованию потребителя не так уж часто. Убедилась в этом на собственном опыте: обратила внимание на то, что во дворе нашего дома продают с грязной машины творог на развес. Позвонила в районную санстанцию и попросила разобраться в ситуации. В ответ услышала: «Работы много, вызывайте милицию».

    Вывод очевиден — принимая навязанные правила игры, магазины сами дают зеленый свет шантажистам. Вполне возможно, руководителям торговых точек стоит провести ликбез среди продавцов: как вести себя с такими рьяными борцами за права потребителей. Второй немаловажный момент — не помешает навести порядок на полках магазинов, тогда не будет страшна ни одна проверка. Было бы желание. Тому же ресторану «Свои» хватило двух дней, чтобы устранить нарушения, выявленные во время рейда Минторга.

    Автор: Надежда ЛИСОВАМинский курьер
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)