19 Марта, 2024 Вторник

Прозрачность госзакупок, цены на лекарства, тарифы связи и транспорта — в МАРТ прошла итоговая коллегия

  • 14 февраля 2019 Экономика 0
    Хотя инфляция последние годы и бьет рекорды своими устоявшимися значениями, но цены продолжают волновать всех. И потребителей, и руководство страны. На итоговой коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли присутствовал первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин, а также представители практически всех органов государственного управления. Формально за уровень инфляции отвечает Национальный банк, за регулируемые цены — МАРТ. Но ценовая стабильность и развитие конкуренции – задача общая. Тональность коллегии предсказывает глобальный бой необоснованному повышению цен, «телефонному праву» в конкуренции, злоупотреблениям монополистов. 

    Непривычная конкуренция

    «Один МАРТ не в состоянии со всем справиться», — заметил на коллегии Александр Турчин. Он констатировал: Правительство незыблемо в вопросе развития конкуренции. И рассматривает ее как один из факторов экономической безопасности страны. Ведь именно конкуренция и цены сдерживает, и позволяет развиваться бизнесу, создавать новые рабочие места. Словом, решать ключевые макроэкономические и социальные проблемы. 

    Но результаты прошлого года красноречиво говорят: не все еще приветствуют конкуренцию не на словах, а на деле. В прошлом году в МАРТ поступило 185 обращений по поводу нарушения антимонопольного законодательства и недобросовестной конкуренции. Рост – на 76 процентов по сравнению в 2017-м. За год комиссия МАРТ рассмотрела 96 дел, причем суды в 90 процентах оставили в силе санкции ведомства. В том числе и штрафные. 

    Около половины дел касалось недобросовестной конкуренции. На втором месте – жалобы на действия госорганов, 33 процента. Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец привел несколько конкретных случаев. В Сенице местные власти не дали добро частнику на открытие аптеки, сославшись, что в поселке уже есть шесть точек «Белфармации». Минский тракторный завод решил не поставлять витебскому предприятию шасси тракторов. Заковырка в том, что покупатель на их базе выпускает гидроподъемники. А в филиале гиганта есть аналогичное производство. Вот конкурента и отсекли. Витебчане выкрутились: шасси купили у российского дилера МТЗ. Естественно, получилось дороже. После разбирательства с участием специалистов МАРТ тракторостроители вроде бы пошли на сотрудничество с частником. «Держим ситуацию на контроле», — заверил Иван Вежновец. 

    Тем не менее антимонопольное и конкурентное законодательство МАРТ постепенно заставляет уважать даже госорганы. Из 32 пре­дупреждений 25 было выписано именно им. Это новая законодательная мера, которая предшествует антимонопольному расследованию и дает возможность добровольно исправиться. 

    Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович обозначил и другую проблему. Он вспомнил об одном прошлогоднем деле: на один из видов продукции резко выросли цены у многих ключевых поставщиков на рынке. Теоретически налицо ценовой сговор. Но его надо же доказать. Оказалось, опрос «подозреваемых», изучение их объяснений и других документов — слабый контраргумент против картеля. Комиссия МАРТ четыре раза отправляла дело на доработку. Но логического завершения так и не получилось. Владимир Колтович посетовал: для сбора доказательной базы по подобным делам необходимо использовать элементы оперативно-разыскной деятельности. И МАРТ видит выход в заключении соответствующего соглашения  об обмене информацией в рамках антимонопольных расследований с компетентными органами. В первую очередь – МВД и ДФР. Возможно, вопрос решится в этом году. 

    Под знаком равенства 

    Александр Турчин в очередной раз напомнил представителям отраслевых органов госуправления: равенство всех форм собственности гарантировано Конституцией. А министерства и ведомства отвечают за развитие отраслей, в которых есть и частные предприятия. Правда, судя по всему, на местах иной раз об этом забывают. Так, Александр Турчин привел пример, когда «успешным сельскохозяйственным предприятиям госорганы настоятельно рекомендуют, куда сдавать сырье». Побороть такую «заботливость» решили через внедрение биржевых механизмов: производители молока, если у них нет просроченной задолженности по авансовым платежам перед переработчиками, смогут свою продукцию выставлять на биржу. А переработчики — ее свободно покупать. «В первом квартале механизм должен заработать, — заверил присутствовавших первый заместитель Премьер-министра. – Это первый шаг. Мы говорим о равном доступе к сырью». Предполагается, что производители молока смогут его продавать по более справедливой цене, а купят его наиболее эффективные переработчики. И страна получит двойной экономический эффект. 

    Отдельно на коллегии коснулись проблемы цен и их сдерживания. Оказалось, что МАРТ – орган ключевой в этом процессе, но далеко не всесильный. Некоторые субъекты могут повышать ценник самостоятельно или после согласования только с отраслевым ведомством. Например, в прошлом году чуть ли не на треть выросли услуги образования. По крайней мере, некоторых учреждений. Александр Турчин заверил: в этом году появится законодательный акт, который обяжет все регулируемые цены согласовывать в МАРТ. 

    Словом, планируется объявить тотальную войну порочной практике, когда все экономические проблемы того или иного предприятия решаются росчерком пера через повышение стоимости на его товары или услуги. Заместитель Председателя Правления Национального банка Сергей Калечиц объяснил: любой производитель так или иначе влияет на уровень инфляции. И если какие-то резкие действия предпринимаются на конкретных предприятиях, то они отражаются на базовой инфляции. Когда она грозит выйти за прогнозируемый уровень, Национальному банку приходится включать рычаги монетарного регулирования, ужесточать свою политику. А говоря проще – повышать ставки, что отражается на всей экономике. Да, возможно, через резкие ценовые взлеты удается решит проблемы конкретных производителей, но макроэкономический минус значительно превышает частный выигрыш. «Назрела необходимость стратегических шагов всех органов государственного управления», — заметил Сергей Калечиц. Словом, все, кто вовлечен в процесс ценообразования, должны работать на общую цель. 

    Ценная наука

    Чтобы избежать философской составляющей в вопросе справедливости цены, МАРТ активно занимается «оцифровкой» этой проблемы. Идея заключается в том, чтобы внимательно просканировать все сегменты и разработать методики ценообразования. По шести наиболее значимым сегментам анализ рынков завершили в прошлом году, а по сегменту грузовых перевозок уже разработаны конкретные методики. 

    В целом же цены — организм сложный. И механизмов принуждения их к справедливости почти бесконечное множество. Один из них — регистрация предельных отпускных цен. В качестве пилотного проекта его внедрили в прошлом году для некоторых групп лекарств. Стоимость ряда позиций снизилась, и значительно. «По 101 позиции цены снижены, причем по отдельным лекарствам на 60 процентов», — отметил Иван Вежновец. Правда, некоторые традиционные импортеры отказались от поставок. Ссылаются на небольшую емкость рынка и в силу этого на невозможность поступиться по цене. Но ничего страшного не произошло. Всегда есть альтернативы. «По тем позициям, которые отказались поставлять импортеры, мы выработаем с ФАС России решение, как обеспечить поставки», — заверил Иван Вежновец.  

    volchkov@sb.by

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)