18 Апреля, 2024 Четверг

За какими рынками будущее

  • 28 марта 2019 Экономика 0

    Среди приоритетных направлений в экономике страны особую роль занимает экспорт. Сегодня белорусские товары покупают в 95 странах. Поиск новых рынков сбыта — задача, которую не раз ставил Президент. Была выведена даже золотая формула успеха для наших экспортеров. А именно треть продукции должна продаваться в Евразийском экономическом союзе, треть — в Евросоюзе и еще треть — в страны «дальней дуги». Как выполняются поручения Главы государства в этой сфере? Где предпочитают белорусское? Почему не везде ждут наши товары? И за какими рынками будущее? Этому посвящена очередная серия специального проекта «На контроле Президента» Агентства теленовостей.

    Харвестеров и форвардеров иногда романтично называют «мужем и женой». Но российским лесозаготовителям совсем не до романтики. Ведь в стране, наполовину покрытой лесом, нет своего серьезного производителя нужной спецтехники. Вскоре такой может появиться в Карелии. Древесины здесь почти миллиард кубометров. Потенциал колоссальный. Потому белорусский холдинг «Амкодор» на базе Онежского тракторного завода приступил к созданию современного производства на 500 рабочих мест.

    — «Амкодор-Онего» — это экспортоориентированное высокотехнологичное производство. Его мощность в течение десяти лет планируется на уровне 1.000 единиц в год, — пояснил директор дивизиона «Лесные машины» холдинга «Амкодор» Евгений Косинов.

    За счет завода в Карелии хотят закрыть потребности российского рынка и отодвинуть американских и европейских конкурентов на второй план. К слову, похожее предприятие уже работает в Литве. Относительно новым рынком для холдинга стал Египет. В ближайшие несколько лет предприятие рассчитывает начать в Каире частичную локализацию своего производства.

    — Египетский рынок был в поле зрения не первый год. Но существовали определенные ограничения на каких-то местных уровнях. Визит Президента Беларуси в Египет стал определенным толчком не только для нас, но и для египетской стороны, — подчеркнул первый заместитель директора маркетинг-центра холдинга Леонид Пинчук.
    Всего в партнерах «Амкодора» более 30 рынков. Основной — российский. Стараются работать с Европой, но есть некоторые сложности, говорит заместитель министра промышленности Дмитрий Корчик:

    — Два основных вопроса, которые сдерживают наши поставки в ЕС — это жесткие экологические требования и стандарты для высокотехнологичной продукции, а также высокие ввозные пошлины.

    Впрочем, добавил замминистра, это не повод опускать руки. Скажем, экспорт грузовиков в страны ЕС подрос в 2,5 раза. Новую линейку техники, которая сможет выйти и на европейский рынок, уже разрабатывает Минский автомобильный завод. Погрузчики и автобусы 3-го поколения будут соответствовать классу Евро-6. Презентуют машины во втором квартале.

    Активнее открывать для себя новых партнеров на географической карте заставила жизнь. Мы не должны зависеть от одного-двух рынков сбыта. Риски слишком высоки. О том, что в экспортной политике нужно смотреть на 360 градусов, не раз говорил и Президент:

    — Наша страна экспортирует две трети произведенного продукта. А значит, наше благополучие на внешних рынках. С этой мыслью руководителям следует засыпать и просыпаться. Для наращивания присутствия на внешних рынках мы должны эффективно встроиться в глобальные и региональные производственные сбытовые цепочки.

    Ранее Александр Лукашенко озвучил и совершенно новый подход в торговле. Его потом назовут золотой формулой экспорта. Треть продукции отправлять на рынки ЕАЭС, треть — в страны Евросоюза, еще треть — в государства дальней дуги (это Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка). Понадобилось четыре года, чтобы приблизиться к этой формуле (см. инфографику).

    Впрочем, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович уточняет, что за этими цифрами надо видеть качество:
    — Например, рост на рынки ЕС — это наш полусырьевой и сырьевой экспорт. А если посмотреть на мировые примеры, то доля машиностроения, приборостроения в экспорте развитых стран, например, Швейцарии — 40 процентов и выше.

    Много в свое время вывозили и древесины. В частности, два года работала схема в Витебской области, где латвийский предприниматель сразу в нескольких районах закупал у предприятий древесину по ценам как для внутреннего потребителя, то есть в два раза дешевле. Качественный товар без обработки вагонами уходил в Прибалтику, рассказал заместитель начальника управления КГК по Витебской области Дмитрий Давыденко:

    — Порядка шести тысяч кубометров, или примерно сто вагонов, вывезли. Древесина грузилась на местах, далее вагоны следовали до Полоцка, переоформлялись документы и вывозили дальше.

    В итоге сумма невозвращенной выручки из-за границы составила 240 тысяч евро. По данному факту возбуждено уголовное дело. 

    Всего белорусским предприятиям должны около 9 миллиардов рублей. Основной должник — Россия. Госконтроль советует: прежде чем заключать контракты, следует под микроскопом изучить деловую репутацию партнера. Ведь тот, кто подвел хотя бы раз, подведет и во второй. 
    Наличие просроченной дебиторской задолженности вызвано также стремлением предприятий разгрузить склады, выполняя тем самым показатели по экспорту. В среднем по стране склады загружены больше чем наполовину. Но цифра постепенно снижается, предприятия медленно, но распродают то, что было накоплено в сложные времена.

    В 2016-м, например, когда Россия ограничила поставки белорусской молочки с ряда наших предприятий, волковысскому ОАО «Беллакт» также предрекали большие убытки. Оставался буквально шаг до закрытия.

    — Жизнь нас подтолкнула перенаправить сухое молоко на другие рынки. С конца 2016-го и за весь 2017 год нам удалось полностью диверсифицировать экспорт сухого молока и успешно решить вопрос с запасами продукции на складах, — рассказал начальник отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Беллакт» Илья Корогодов.

    Качество продукта — обязательное условие поставок. Ну и, конечно, вкусовые пожелания клиента. Страны Северной Африки, например, предпочитают очень сладкие каши. Освоить рынок Пакистана предприятию позволил сертификат халяль. Правда, пока даже с этим документом выйти на арабский мир не получится. Практически у каждого государства свои стандарты.

    И если для молочных компаний отсутствие добавок и заменителей — это уже большой шаг на пути к сертификату, то с мясной продукцией все гораздо сложнее. Главное условие — чтобы в здании, где производят халяльную продукцию, вообще не было ни намека на свинину. Индонезийский стандарт и вовсе разрешает упоминать этот вид мяса не ближе чем в 5 километрах от комбината. Кобринский, Ошмянский и Оршанский мясокомбинаты уже приступили к модернизации своих предприятий под условия Востока.
    Требование убрать свинину из производства существует и на китайском рынке. Могилевский мясокомбинат начал поставлять говядину в Поднебесную с мая прошлого года. Сегодня на это направление работает целая линия. Каждый месяц по 20 тонн отправляют в Китай. Но огромный азиатский рынок способен принять гораздо больше.

    И все же Китай — рынок дополнительный. Скорее, это подушка безопасности и неплохая прибавка в нашу экспортную корзину. Берут тут далеко не все и не у всех. Зеленый свет в Поднебесную получили полсотни молочных предприятий, 5 птицефабрик и 2 мясокомбината. В этом году список расширится.

    Проблема белорусского экспорта, как справедливо отмечают многие эксперты, не в плохом качестве продукции или в отсутствии условий для ее продаж, а в излишней скромности наших маркетологов, неумении продавать и смотреть на несколько шагов вперед. В прошлом году торгово-промышленная палата запустила пилотный образовательный проект. Учат говорить на одном языке независимо от географии. Кто готов сегодня сразиться за свое место на глобальном рынке — покажет ЭКСПО-2020 в Дубае. Эта выставка уже доказала, что способна удивить мир. И, возможно, удивить мир белорусской продукцией.
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)