16 Апреля, 2024 Вторник

На наш век хватило

  • 22 апреля 2016 Происшествия Русский 0

    Какой пожар в Минске стал самым страшным за всю историю, как спасли гостиницу «Турист» и предотвратили трагедию в Большом театре

    Огненная земля

    Сегодня трудно представить, но еще пару веков назад людям, в дома которых пробрался красный петух, практически не на кого было рассчитывать. Спасались сами как умели. Кто с ведром песка бежал к полыхающему зданию, кто с лестницей, а кто катил бочку с водой. Но методы эти были совсем неэффективными, огонь уничтожал целые поселения, и часто подобные события оборачивались огромным несчастьем. Таким, например, стал один из самых крупных минских пожаров за всю историю города — в 1881 году. Из-за разгулявшегося огня сгорели около 1.200 домов, языки пламени прыгали со здания на здание в течение суток. Горожане оказались бессильны перед стихией и полагались только на волю божью. После пожара тысячи голодных и оставшихся без крова людей были вынуждены разбить шалаши у огромного пепелища (№ 13 «Минские епархиальные ведомости», 1881 год).

    Начало

    Попытки создать пожарную службу в наших краях предпринимались неоднократно. Однако централизованно и масштабно эту работу удалось наладить лишь после принятия декрета СНК СССР «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 года.

    — Документ предусматривал комплексный подход к решению проблемы — строительство пожарных депо, создание учебных заведений для подготовки специалистов, выпуск техники, проведение агитационной работы, — объясняет экс-начальник Минского городского управления военизированной пожарной службы Николай Терешков. — При возведении зданий учитывали правила пожарной безопасности: вместо древесины стали чаще использовать огне­стойкие материалы, делать пожарные разрывы и гидранты. С тех пор 17 апреля стал Днем пожарной охраны.

    Николай Александрович знает о работе огнеборцев не понаслышке — всю жизнь в этой системе. Вырос в пожарной части, где служил отец. Был, что называется, сыном полка. А в шестнадцать лет и сам выбрал эту стезю, поступив на службу в оршанское отделение.

    — В 1963 году судьба забросила в Минск, — продолжает собеседник. — Трудился на разных должностях: руководил огнеборцами в Заводском районе, был заместителем, а с 1986-го по 1994-й — начальником городской пожарной охраны. В годы моей работы МЧС еще не существовало, и мы относились к системе МВД. Однако функции были те же, что и сейчас, — помогать населению при всевозможных бедствиях. А их случалось немало. В год насчитывалось до полутора тысяч пожаров, а ведь Минск по размеру тогда был гораз­до меньше.

    Минский радиозавод

    Из своей профессиональной жизни Николай Александрович помнит множество случаев как с хорошим финалом, так и трагическим. К последним можно отнести крупнейшую в Беларуси техногенную аварию — взрыв в цехе футляров Минского радиозавода, что располагался на улице Софьи Ковалевской. Это произошло в марте 1972 года и стало для города, да и для всего Союза, настоящим потрясением. Погибли 106 работников предприятия.

    — Мы тушили очаги возгорания, которых было тьма, разбирали руины производственного здания, помогали людям выбираться из-под завалов, — вспоминает Николай Терешков. — На месте происшествия работали несколько суток. Кроме пожарных в спасательных мероприятиях участвовали и иные службы, все, у кого имелась в распоряжении необходимая техника — краны, автоген, автомобили. Но, к сожалению, многих тогда спасти не удалось. Широко это событие не освещалось, но все минчане о нем знали.

    Гостиница «Турист»

    В 1973 году в столице возвели гостиницу «Турист». Старожилы вспоминают, что она должна была стать одной из самых престижных в городе. Работы заканчивали второпях, не успевали к обозначенным срокам.

    — На стройплощадке был настоящий аврал, все оперативно лакировали, красили, прибивали, — продолжает собеседник. — Мне подумалось: раз там штурмовщина — жди беды. А если что-то загорится, пламя разнесется быстро — кругом сквозняки и стройматериалы. Решили провести на объекте учения, чтобы бойцы в случае чего знали, как действовать.

    Спустя время новое строение изучили все районные караулы: где поставить технику, откуда тянуть рукава, как тушить пламя на высоте.

    В одну из ночных смен на «01» поступил звонок: «Гостиница «Турист» горит!» Бойцы уже знали, что делать, и действовали слаженно. Очаги обнаружили сразу в двух местах и не дали пламени разгореться. В итоге обошлось без потерь и ущерба. Так и спасли гостиницу.

    Минский завод гражданской авиации

    — В начале 1980-х случился серьезный пожар в ангаре авиационного завода на улице Аэродромной. Помещение огромное. Я, будучи руководителем, выехал туда лично, — продолжает Николай Александрович.

    Площадь ангара была настолько большой, что там помещались сразу пять самолетов. Ситуация оказалась опасной: сделаны воздушные судна из хорошо горящего дюраля. Пламя могло быстро распространиться по перекрытиям, что спровоцировало бы обвал, потерю ангара и всех пяти летательных аппаратов.

    — Я дал указание: любыми способами вытащить горящий Ту-154 из здания. А как это сделать? Есть же тягач! Пока его выкатывали, кажется, прошла вечность. У меня в голове только и звучало: быстрее, быстрее! В итоге пламя потушили, все обошлось. Что интересно, поврежденный самолет отремонтировали и он еще летал.

    Большой театр оперы и балета

    В годы перестройки оперный театр был сооружением в некоторой степени опасным. В первую очередь с точки зрения возгорания — пожарные очень за него боялись. Огнетушители и прочие средства там, конечно, имелись, но этого, по мнению профессиональных укротителей стихии, недостаточно. Без принятия более серьезных мер беды не избежать.

    — Мы предложили создать в Большом пожарную службу: организовали круглосуточное дежурство нескольких бойцов, которые следили бы за обстановкой и оперативно среагировали в случае ЧП. Но денег на оплату их труда в системе культуры не было, из-за чего нашу инициативу не захотели поддержать. Мы то и дело выносили театру предписания и даже закрывали его. В итоге добились своего — пожарную службу организовали.

    Спустя некоторое время в оперном проходил детский новогодний утренник. И вдруг на номер 01 поступил звонок: «Пожар в Большом!» Туда сразу направили множество машин и сотрудников — как-никак место массового скопления людей. По прибытии увидели: зал заполнен детьми. Более тысячи малышей с мамами и папами! Всех нужно срочно эвакуировать без суеты и паники, чтобы избежать давки.

    — Выяснилось, что наша служба унюхала запах гари — пожар случился под сценой, — завершает рассказ ветеран труда. — В водопроводной трубе началась течь, жидкость стала капать на электрощит. В итоге — короткое замыкание. Сотрудники местной службы среагировали быстро, потушили все своими силами до прибытия подмоги. К счастью, обошлось.

    Николай Терешков:

    «Уважаемые ветераны! Спасению людей и помощи другим вы посвятили всю свою жизнь. Были отзывчивыми и самоотверженными, преданными делу и смелыми. Поэтому мне очень приятно поздравить вас с прошедшим праздником, который мы по привычке отмечаем 17 апреля, и пожелать здоровья, долголетия и радости».

    Автор: Дарья ОРЕЛМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)