20 Апреля, 2024 Суббота

Адреналиновый отпуск для нежелающих, или О том, как работал осужденный в Речице директор турфирмы

  • 12 июня 2017 Происшествия Русский 0

    Вы год откладываете валюту, прикупаете кремы для загара и панамки для детей – готовитесь к вожделенному отпуску на море. Настает Тот Самый День, и вы всей семьей с чемоданами ждете трансфер, который отвезет вас в аэропорт. Но тут звонок из турфирмы – выезд откладывается. Сразу на день, а там – посмотрим. На третий день всё-таки улетаете. А на вторые сутки в чужой стране вас с детьми выселяют из номера, из незнакомой речи вы только понимаете слово «финиш».

    Такие путешествия, полные «приключений», устраивал своим клиентам директор речицкой турфирмы «Роял-М», который в начале июня был осужден за мошенничество на 7 лет и 6 месяцев лишения свободы в ИК усиленного режима с конфискацией всего имущества.

    Фирм под его началом было две: «Роял-М», которая работала с весны 2013 года, и «Грин Тревал» – с мая 2015. По версии обвинения, молодой человек брал деньги с клиентов, но туры не заказывал, а тратил их на свое усмотрение. Для привлечения внимания потенциальных туристов он обещал отдых за копейки в Египте, Турции, Греции, Тайланде и других странах.

    Помню, даже я, как-то проходя мимо «киоска», где располагался их офис, остановилась возле штендера с указанием цены в Черногорию, которая была в раза два меньше той, что я уже отдала за тур в гомельской турфирме. Но после словила себя на мысли, что нет – кто его знает, куда и как отправят из этой «избушки»?

    Дело слушалось полгода, всего в нем было 25 эпизодов. Приговор был так велик, что зачитывался судьей почти четыре часа. Обвиняемый признан виновным в совершении мошенничества в крупном размере и особо крупном размере, совершенном повторно, а также хищении у гражданина паспорта.

    За два года работы в нашем городе парень, которому чуть за двадцать, согласно предъявленному обвинению, присвоил 62 199 рублей. По результатам рассмотрения уголовного дела суд постановил взыскать с осуждённого в пользу потерпевших в счёт возмещения материального ущерба 31 402 доллара США и 7 784 белорусских рубля, а также в счет морального вреда – 29 200 белорусских рублей. То есть всего ему предстоит выплатить где-то около 100 000 рублей.

    Беспечные туристы

    Я нисколько не оправдываю осужденного: присваивать чужие деньги нельзя, точка. Но есть нюанс: спрос всегда рождает предложение. Если бы в фирму не шли люди, если бы не соглашались на отсутствие чеков, «мутные» договоры и горячие обещания амбициозного мальчишки, он прогорел бы через месяц. Но клиенты всегда находились.

    В зале суда озвучивались вещи, которые человеку мало-мальски знакомому с туристической кухней и организацией собственного отдыха, покажутся за гранью.

    Например, один из мужчин проверил документы, которые ему были отданы заранее, только в автобусе по дороге в аэропорт. В документах значилось, что отдых составит на один день меньше, чем он заплатил и запланировал. Но что уже можно было поделать?

    По своим же рассказам, деньги потерпевшие передавали директору турагентства кто в машине, кто домой подвозил.

    И, конечно, без чеков. Надеялись на порядочность или он был так обаятельно убедителен?

    О том, забронирован ли тур, все ли в порядке, клиенты часто не беспокоились – ждали, когда им позвонят, предполагая, что, раз заплатили, дело в шляпе. Часто бывали случаи, когда летели в один отель, а в договоре был указан другой. И ничего, ехали. Прекрасные непуганые авантюристы.

    На визы, в том числе и шенгенскую, из документов юноша просил только паспорт и деньги –

    60 евро с человека. Те, кто хоть раз открывал такую визу, понимают, что этого не достаточно, чтобы консульство рассмотрело заявку. Но парня это не волновало: по версии обвинения, он даже не выносил паспорта за пределы офиса. А через некоторое время отвечал клиентам, мол, им отказали, причин не назвали, деньги консульство не возвращает.

    Одна из потерпевших, которая караулила его в помещении турфирмы, надеясь вернуть свои деньги, рассказала, что видела схему в действии. Так, клиенты, которые хотели полететь, например, в Грецию и рассчитывали получить визы, приходили через несколько недель поинтересоваться, что же с их шенгенами и поездкой. Их паспорта выносились из офиса, где всё время и пролежали, после заходил кто-то из друзей речицкого Остапа или он сам и следовал рассказ о том, что вот он только из Гомеля, вам отказали, вот ваши документы. И потому как в визовую страну люди уже не успевали, «бизнесмен» предлагал им туры в Турцию или Египет.

    Первый раз за границей. И последний

    За полгода прошла череда заседаний, мне довелось побывать на нескольких. Одна из запомнившихся историй – история Надежды, которая с двумя детьми 14 и 15 лет оказалась выселена из отеля в Турции в первые дни отдыха:

    – Каждое утро нас выселяли из номера, мы спускались со всеми вещами вниз. Я платила наличными 129 долларов за троих. Хорошо, что были с собой...  Все пять дней мы так и проспускались в надежде, что вот-вот турфирма всё-таки переведет деньги. Родственники каждый день звонили в гостиницу, уже весь персонал знал меня по имени. Отель очень хороший, и номер тоже, но насладиться не удалось.

    Как рассказала суду потерпевшая, уже с самого начала поездки начались проблемы:

    – В день, когда должны были вылетать, собрались и уже с водителем поговорили, который должен был заехать, нам позвонила девочка из турфирмы и сказала, что мы пока никуда не едем. Сразу планировали отдых на семь дней. В итоге поехали на пять.

    – Какого заслуживает наказания обвиняемый, на ваш взгляд? – спрашиваю у Надежды уже после заседания.

    – Ой, вы знаете, мне его как человека жалко… Но за такие поступки, которые он делал… Это должно быть наказуемо, и чтобы он прочувствовал то, что я прочувствовала со своими детьми.

    – Первый раз в жизни были за границей?

    – Первый и последний! У меня было такое шоковое состояние –

    я за эти пять дней чего только не передумала. Было страшно не столько за себя, сколько за детей. Переживала, что, когда закончатся доллары, нас просто выставят за ворота. А куда идти? Ни языка, ни денег…– вдруг моя собеседница начинает плакать. Воспоминания о событиях почти трехлетней давности всё еще не дают покоя.

    – Пройдя через всё это, что посоветуете нашим читателям ?

    – Первое, что нужно требовать, – чек. Чтобы деньги шли на счет. А не неизвестно куда. Плюс смотреть весь пакет документов с точными датам, а то как было перед вылетом: сегодня едем, а завтра уже не едем, промурыжил столько времени, – поделилась Надежда.

    Адвокат обвиняемого часто задавала потерпевшим такой вопрос: «Вы же могли не лететь на новых предложенных условиях?» Мол, есть законы рынка: если вас устраивало предложение, чего сейчас сетуете? С Надеждой у них случился такой диалог:

    – Так вы были в Турции?

    – Были.

    – Соответственно, вы были на отдыхе.

    Человек в белом пальто

    Вообще, впечатление осужденный парень произвел двоякое: на первый взгляд, обаятельный, невысокого роста, улыбчивый. Однако поведение – особенно для человека за прутьями решетки в зале суда – неуместно вызывающее.

     – Такой молодой, а такой наглый, издевается над нами в открытую! – это были первые слова, которые я услышала о бывшем директоре турфирмы в здании суда. Перед одним из слушаний потерпевшие собрались под дверьми и обсуждали наболевшее.

    Подсудимый с папочкой и ручкой из-за решетки задавал вопросы, иронизировал не только над потерпевшими, но и, бывало, над прокурором: «Ну, как вам уже объяснять? Давайте я на листике напишу!»

    «Тш-тш-тш!» – обрывал он речь одной из потерпевших, делая пассы руками: хватит, мол.

    А потом почти переходил на крик: «Дайте я вам уже вопрос задам!» На замечание судьи, не хочет ли он в таком случае сам руководить процессом, заверял: «Легко!»

    Кстати, излишнюю велеречивость отмечали и те, кого заслушивали на долгих-долгих заседаниях. «Рассказывал сказки», – так обычно отзывались о нём знакомые и друзья, среди которых было много тех, у кого он одалживал деньги и не возвращал.

    Почему парень не выполняет свои обязательства, всегда находились «веские» причины: то эпидемия в отеле, поэтому откладывается вылет; то кто-то его подвел; то штрафные санкции, и так до бесконечности.

    После оглашения приговора, которое длилось несколько часов, на вопрос, всё ли ему понятно, подсудимый отреагировал так же, как и на всех заседаниях: «Я не понимаю, за что меня осудили».

    Как делились те, кого подвел бывший директор турфирмы, им бы было легче и понятнее, если бы он хоть чуточку раскаивался, хоть у кого-то бы попросил прощения за испорченный или вовсе несостоявшийся отдых, за потерю денег и нервов. Тогда бы и наказания для него они бы не хотели жесткого. Мол, молодой, ну, оступился.

    Одна из потерпевших на очередном заседании обратилась к парню:

    – Я просто хочу посмотреть тебе в глаза.

    – Так смотрите, мне скрывать нечего. Мне не стыдно ни капельки, – услышала она в ответ. 

    Кстати:

    В 2005 в Беларуси по данным Белстата насчитывалось 93 турфирмы. В 2016-м –

    уже 735. И если количество турагентств увеличилось больше, чем в семь раз, то вот количество отправленных на отдых уменьшилось: в 2005 году – 572 398 человек, в 2016 году – 495 727 туристов.

    Выручка от оказания туристических услуг в 2016 году – 136,6 миллиона рублей.

    Автор: Марина АтаманчукДняпровец
    Теги: 

Комментарии (0)