20 Апреля, 2024 Суббота

Менять на себя

  • 26 августа 2016 Общество Русский 0

    В середине 1990-х валютчики за полгода на обмене денег могли скопить себе на квартиру в центре Минска, а мошенники превращали 5 долларов в 50. Какие экономические преступления были распространенными в то время

    С чего начиналось

    После распада СССР в Синеокой ввели одноразовые купоны. Их выпускали в виде карточки потребителя как приложение к советскому рублю. Сделали это потому, что существовал острый дефицит товаров. Населению купоны выдавали на продукты первой необходимос­ти — муку, крупу, масло, сахар, а также на одежду, алкоголь и табак. Получали карточки потребителя по мес­ту работы, службы или учебы. На детей их выдавали в ЖЭС.

    — К сожалению, среди сотрудников коммунальных служб, где хранилась масса незаполненных потребительских карточек, нашлись те, кто этим воспользовался в своих целях, — вспоминает Юрий Овчинников. — Они начали перепродавать их. Помимо этого, также фиксировались случаи подделки купонов — их копировали и печатали на полиграфкомбинате. Нередкими были и случаи сокрытия товара, когда вещи и продукты поступали в магазин, но до покупателей так и не доходили: их продавали на черном рынке по завышенным ценам.

    Карточками пользовались некоторое время и после введения 1 июля 1992-го белорусского руб­ля. Лишь к концу того года от них полностью отказались.

    Фальшивомонетчики

    В начале 1990-х граждане бывшего СССР еще плохо знали, как выглядят иностранные денежные знаки. Этим умело пользовались преступники. К примеру, брали 5 долларов с изображением Линкольна, дорисовывали нули, переправляли пару букв и превращали купюру в 50 долларов. Правда, некоторых подводило незнание грамматики иностранного языка. Так, в Минске одному учителю анг­лийского пытались продать 1 доллар как 10. Нолик мошенник дорисовал весьма искусно, но к слову dollar не приписал s, как того требуют правила при написании во множественном числе. С таким же успехом можно было расплатиться с белорусом банкнотой с надписью «10 рубль». Учитель пообещал мошеннику, что придет скоро с другом, которому очень нужна валюта. Другом оказался милиционер.

    Были и более качественные подделки, печатали их в России, а также в различных европейских странах на специальном оборудовании и на соответствующей бумаге, даже некоторые защитные элементы имитировали. В Беларуси станков таких не было, однако фальшивомонетчики перио­ди­чес­ки пытались ввести фиктивные купюры в оборот на нашей территории.

    — Приезжали россияне, к примеру, на авторынок в Малиновке, — вспоминает Юрий Овчинников. — Покупали автомобиль тысячи за три долларов, расплачивались поддельными деньгами и уезжали.

    Ситуацию осложняло то, что даже в обменных пунктах поначалу не было соответствующего оборудования для проверки таких купюр. Основной пик распространения фальшивок в Минске и Беларуси пришелся на 1997-1999-е.

    Юрий Викторович Овчинников посвятил службе в милиции более 20 лет. Работал оперуполномоченным отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности Первомайского РОВД, старшим оперуполномоченным управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Мингорисполкома, заместителем начальника отдела УБЭП МВД Республики Беларусь.

    Мошенники

    Если уж с долларом белорусы не успели хорошо познакомиться, то что говорить о других зарубежных деньгах. Поэтому нередко мошенники выдавали валюту одной страны за другую. Брали, например, 500 бразильских крузадо, меняли надпись

    BANKO CENTRAL DO BRAZIL на DEUTSCHE BUNDESBANK и выдавали их за 500 марок. Крузадо вышел из обращения в 1990 году, но распространенную банкноту номиналом 500 можно было спокойно купить у коллекционеров за доллар или 1,3-1,5 немецкой марки. Навар жуликов подсчитать нетрудно.

    Но больше всего обманщики любили аустраль — денежную единицу Аргентины 1985-1991 годов. С правой стороны этих банкнот — цифры, соответствующие номиналу, и надпись Australes, а слева BANCO CENTRAL DE LA ­REPUBLICA ARGENTINA. Мошенники просто обрезали их левую часть и расплачивались такими деньгами, выдавая их за австралийский доллар, равный примерно 1-1,5 доллара американского. А аустралей за него давали аж 10 000.

    — Кроме того, были и другие виды обмана, когда мошенники при обмене денег просто выдавали потерпевшему значительно меньшую сумму, — вспоминает Юрий Овчинников. — Такими молодчиками занимались уже сотрудники уголовного розыска. Поэтому знаю о них исключительно по рассказам своих коллег.

    Чаще всего, успешно завершив переговоры о курсе и объ­еме конвертации, мошенник отсчитывал требуемую сумму долларов или рублей, одновременно держа в руках бумажник. Затем отвлекал клиента и переворачивал бумажник на 180 градусов. Сверху оказывался другой набор купюр, накрытый банкнотой того же достоинства, что и первоначальный. Их мошенник и вручал жертве, после чего с поразительной скоростью исчезал.

    В некоторых случаях работали целой командой. В тот момент, когда сделка близилась к завершению и клиент держал в руках обмененные деньги, из неоткуда возникал крепкий мужчина мрачного вида. Он представлялся сотрудником правоохранительных органов и начинал рассказывать про ответственность, преду­смотренную за незаконные валютные операции. Меняла быстро отдавал побледневшей жерт­ве его руб­ли и забирал обратно свои доллары, отнекиваясь, что, мол, никаких незаконных операций тут не происходило. В итоге все расходились. Через пару минут, отойдя от шока, жертва пересчитывала деньги. Их, естественно, оказывалось в разы меньше. В итоге потерпевший возвращался в расстроенных чувствах домой либо обращался к реальным правоохранителям, переборов страх перед наказанием за незаконные валютные операции.

    Белорусские рубли, по словам Юрия Овчинникова, в начале 1990-х практически не подделывали. Лишь когда у нас появились цветные принтеры, национальные деньги стали ксерокопировать. Фальшивка, естественно, не отличалась высоким качеством, поэтому распознать ее было несложно.

    Валютчики

    Несмотря на то что в 1992 году валюта в стране оказалась в свободном обороте, ее было не­много. Тогда то в Минске и начал расцветать криминальный бизнес валютчиков. Причем орудовали не просто отдельные менялы, а организованные преступные группировки с четко выстроенной системой. Валюту преступники доставали либо через фирмы-однодневки, либо приплачивали кассирам обменных пунктов и выкупали там все иностранные купюры. Далее деньги загружали в автомобиль, чаще всего в неприметный «ВАЗ-2106», и развозили по точкам сбыта. Потом деньги передавали бригадиру менял, а тот их вручал, так сказать, своим подчиненным. Последние уже стояли около крупных торговых точек, высматривая желающих при­обрести валюту. Чаще всего менял можно было встретить на рынках, возле ТД «На Немиге», ГУМа и ЦУМа. Работали они в паре — один обменивал, второй страховал и предупреждал в случае появления милиции. Такой криминальный бизнес был крайне выгодным. К примеру, бригадир за полгода мог получить от незаконных обменных операций около 20 тысяч долларов. За такую сумму тогда можно было купить квартиру в центре Минска.

    — Однажды совместно с бойцами спецподразделения «Алмаз» провели операцию по задержанию одной из таких преступных групп, — рассказывает Юрий Овчинников. — В машине, которая перевозила валюту, мы обнаружили около 100 тысяч долларов.

    Такой криминальный бизнес перестал приносить преступникам баснословную прибыль в конце 1990-х, когда экономическая ситуация в стране наконец стабилизировалась. Валюту можно было спокойно купить по нормальному курсу. Конечно, и в наше время встречаются валютчики, однако это явление уже не такое массовое.

    В июле 1992 года был создан отдел по борьбе с организованной преступностью по Минску. Он был разделен на несколько отделений, которые занимались пресечением преступлений в отношении представителей посольств, членов правительства, депутатов, раскрытием убийств, пресечением наркоторговли, розыском преступников и борьбой с организованными преступными группировками в сфере экономики… В подразделении в различное время работали Владимир Гаравский, Александр Караваев, Юрий Овчинников, Геннадий Ливицкий, Николай Липлянин, Петр Володин.

    Автор: Евгений МАНУШМинский курьер
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)