24 Апреля, 2024 Среда

Друзья навсегда

  • 23 августа 2017 Общество Русский 0

    Могилевский фермер Михаил Желудович — образец постоянства. Лошадей он обожал с тех самых пор, когда ходил под стол пешком. Теперь отцовское увлечение разделяет младшая дочь Вера — девочке всего три с половиной годика, а она уже со знанием дела гуляет по конюшне, ездит верхом. Лошадки своей хозяйке прощают все шалости: терпеливо ждут, пока ребенок заплетает гриву в косички.

    По зову души

    Самое сложное в коневодстве — найти свою лошадь. За долгие годы содержания этих умнейших животных Михаил перебрал не один десяток кобыл и жеребцов — сегодня у него самые проверенные, лучшие из лучших.  

    — В наших Новоселках под Могилевом, где я рос, было много детей, но еще больше лошадей, — вспоминает Михаил Николаевич. — Даже сейчас, спустя сорок лет, всех любимцев помню по именам. Летом мы с ребятами работали на колхозных лошадях, помогали взрослым сено косить — на телегах в больших бидонах возили им воду в поле. А в свободное время устраивали с пацанами гонки: выстроим в ряд двадцать объезженных скакунов — и пыль столбом. Копыта стучат, летят наши кони, как пули! Правда, победитель всегда был один — красавец Фаргон. Менялись наездники, но выигрывал только он… Купались с лошадьми в Днепре. Как в кино, уцепимся за хвосты  — и рассекаем волны! В воде кони никогда не ударят копытами, а плавать с ними — одно удовольствие. 

    Миша стал взрослым, еще долгое время жил в деревне, держал большое хозяйство, а когда перебрался в город, понял: для полного счастья не хватает главного — лошадей. Открыл фермерское хозяйство, в частном секторе на Луполово оборудовал стойла, а землю под пастбище взял в родных Новоселках. Большую Мишину страсть к лошадям поддерживает дружная семья: любимая жена Елена, три внучки — Кира, Мила и Ангелина, ну и, конечно, маленькая Верочка.  

    — Осознанное понимание своего призвания пришло в конце 80-х, — признается фермер. — Отец еще был жив, купили с ним дорогущего по тем временам коня — аж за тысячу рублей! Сокол был покладистым и верным и после папиного ухода долгое время помогал нам с мамой… Но мы почему-то решили, что содержать лошадь только для посева картофеля невыгодно, и продали Сокола. Пожалели об этом сразу же, когда в колхозе нам отказались дать в аренду коня. От досады купил сразу двух лошадей, а спустя пару месяцев — третью, молодую кобылку Вербу.

    Кнут и пряник

    Верба жила в деревне Сухари, но к труду была совсем не приучена. Прежний хозяин сельскохозяйственными работами почти не занимался, лошадь держал для красоты. Осознав, что убытка от сивки больше, чем пользы, решил сдать питомца на мясокомбинат. Серая в яблоках, шикарная грива до земли — она свысока поглядывала на людей, видимо, смирилась со своей участью. Михаил ее спас, забрал к себе. Ни разу не видевшая машин, Верба почему-то совсем их не боялась, не лягалась, зато могла развалиться в борозне и отказаться пахать.

    — Устроил для нее стрессовую ситуацию, — говорит собеседник. — Завязал ей глаза и закружил, после резко остановил и, пока она приходила в себя, запряг в повозку и снял повязку. От неожиданности кобыла понеслась… Но вдруг остановилась, колотится вся, видимо, сильно испугалась. Погладил ее, успокоил — и все, больше проблем с ней не было.

    По словам фермера, тем, кто занимается коневодством, важно знать, что наши непарнокопытные друзья понимают слова гораздо лучше, чем мы думаем. У них прекрасная память. Если с лошадью обращаться ласково, она запомнит человека до конца своих дней. Дружбу возобновит сразу же, независимо от того, как долго они не видели друг друга.

    И еще один интересный факт. Оказывается, большинство белых лошадей вовсе не белые. Они родились гнедыми или даже каурыми, а позже посветлели. Именно поэтому сведущие люди никогда не назовут светлую лошадь белой, ее масть — серая.

    — Также важно не переборщить с жалостью, — советует Михаил Желудович. — Все-таки лошади созданы для работы. В их воспитании принцип кнута и пряника работает в прямом смысле. Однако конь должен быть холеным и сытым, тогда и результат его труда порадует. Поверьте моему опыту, не слушаются своего хозяина только те животные, которым недостает заботы и доброты.

    Достойный пример

    Сегодня Михаил и его лошади — частые гости на городских праздниках. Там, где они, всегда толпа улыбающихся детей и их родителей. У каждого Мишиного подопечного своя роль: вороной жеребец Жук запряжен в нарядную карету — любой желающий может почувствовать себя героем литературного романа XIХ века, смирная соловая лошадка Аза с удовольствием покатает верхом, а вот пони Оливка послужит на радость малышам.

    — Содержание моих животных влетает в копейку, — утверждает коневод. — Например, одна лошадь в год съедает порядка четырех тонн сена, также ежедневно даю им по полведра овса и картофеля. Покупаю необходимую амуницию, регулярно подковываю… Лично у меня не получается заработать на разведении лошадей больших денег, скорее, это увлечение для души. В таком деле надо быть фанатом, не жалеть сил и средств на своих питомцев.

    Специализируется Желудович на разведении упряжной породы — наиболее доступной, выносливой и покладистой. Но в скором будущем решится поэкспериментировать и с другими породами. Пока же в его конюшне прибывает с завидным постоянством — рождаются жеребята. И, что особенно радует, в основном «девочки», а значит, продолжение следует…

    — Чистить, мыть, расчесывать, лечить их — нелегкий труд, но такой благодарный! — говорит Михаил. — Все-таки лошади — удивительные создания, понимающие, чувствительные и, несмотря на всю свою мощь, — очень ранимые. А как они бережно относятся к своим детенышам! Если у многих животных о новорожденном заботится мать, то у лошадей эту функцию выполняют и кобыла, и конь, и даже слегка подросшие жеребята. Некоторым людям не помешало бы брать с них пример.

    Автор: Виктория СидельниковаДнепровская неделя

Комментарии (0)