16 Апреля, 2024 Вторник

Рублевый тариф

  • 28 сентября 2017 Общество Русский 0

    Почему выросла стоимость проезда в маршрутках?

    Одна из главных задач в белорусской экономике — снижение инфляции. Контроль за ценами нынче ведут и органы власти, и профсоюзы, а также своим рублем и мы с вами, покупатели товаров и услуг. «Проезд в некоторых  маршрутках с недавних пор подорожал с 80 копеек до1 рубля, — позвонили в «МП». — С чего бы это, если и курс доллара, и инфляция стоят на месте, и бензин с мая не дорожает? Если б качество услуг повысили — так ведь нет».

    Еще звонок. «Два раза за день ездила на разных «бусах» по одному и тому же маршруту, — сообщила могилевчанка.  — В первый раз заплатила 80 копеек, во второй — 1 рубль. На одном и том же маршруте разные цены — это законно?»

    Что ж, возможно, не все знают: если тарифы на проезд в городском общественном транспорте (автобусах и троллейбусах) устанавливает государство, то цены на поездку в маршрутках, находящихся в частной собственности, вправе устанавливать сами перевозчики — с учетом затрат, налогов и прочих платежей. Единственное ограничение  — рентабельность не выше 15%. И коль расход топлива у каждой маршрутки свой, стоимость ремонта (в зависимости от пробега) не одинакова, зарплаты у тех, кто работает на юрлицо, разные, то и тарифы, в принципе, могут быть различными. Хотя, как правило, маршрутчики (как и торговцы на рынке) договариваются о единой цене проезда. И если, добавили сведущие люди, кто-то еще держит тариф 80 копеек, то через какое-то время все равно повысит до рубля. Чего уж, мол, дешевить!       

    Вот только подорожание проезда  сразу на 25% для кошелька многих пассажиров достаточно ощутимое. Вроде бы что такое 20 копеек?! Но это 2 тысячи в «старых» деньгах. Еще одна странность: раньше  проезд в маршрутках  вроде как дорожал вслед за увеличением стоимости талончика в автобусах и троллейбусах. Но плата за поездку в них с января 2017-го остается неизменной: 45 копеек. А еще,  говорят, у перевозчиков существовало неписаное правило: тариф на проезд в маршрутке  не должен превышать стоимость двух поездок в автобусе или троллейбусе. И  поэтому многим горожанам было выгоднее быстро добираться до работы за 80 копеек подходящей маршруткой, нежели «пилить» с пересадкой на общественном транспорте за 90 копеек. С увеличением тарифа до 1 рубля это преимущество маршрутки утрачивается. Так с чего бы вдруг таксисты подняли цены? 

    — Наша задача — разработка маршрутной сети, заключение договоров  и контроль за их выполнением, — сообщил директор УКП «Могилевский городской центр развития малого предпринимательства» (оператора сети пассажирских перевозок маршрутными такси) Алексей Марченко. —  А на ценообразование влиять мы не вправе.

    Директор одной из компаний-перевозчиков объяснил выросший тариф общим ростом затрат: возросла сумма отчисляемых налогов, увеличилась базовая величина, соответственно подорожал, к примеру, техосмотр, который маршруткам  необходимо проходить дважды в год, немалые расходы повлечет и введение системы СКНО (средств контроля налоговых органов)... 

    Если на 1 января 2017-го в Могилеве насчитывалось около 500 маршруток, то на 1 сентября — 474. В то же время снижение количества машин на качестве услуг не сказалось: в Могилеве маршруток значительно больше, чем, например, в Бресте.

    Понятно, что маршрутчиков, работающих на эту компанию, и не спрашивали: сказали им поднять цены — они и подняли. Но вот увеличатся ли после этого доходы, рассуждали таксисты, — вопрос. Разница более чем вдвое между стоимостью проезда в автобусе и в маршрутке может привести к снижению числа пассажиров. И выручка останется такой же, если не меньше. Поэтому часть маршрутчиков, работающих на правах индивидуальных предпринимателей, цены до 1 рубля пока не поднимала. Но все, с кем бы я ни разговаривал, посетовали на  рост издержек. Причем некоторые из них перевозчики считают необоснованными.   

    «В свое время, например, сетью пассажирских перево­зок управляли 2 оператора, и они не брали с нас денег за услуги, — рассказывал один из собеседников. —  Потом горисполком назначил нового оператора, и он стал ежемесячно взимать плату в размере 20 рублей с каждой машины. А недавно уведомил о повышении этой платы до 26 рублей».

    По поводу роста затрат, снижения рентабельности перевозок маршрутчики обращались как к оператору, так и в областную организацию проф­союза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць», в рядах которого состоят.

    —  Да, инфляция — незначительная, — говорит председатель организации Сергей Яськов. — Но в этом году возросли обязательные платежи в связи с увеличением базовой величины с 21 до 23 рублей, была также отменена льгота по уплате НДС в размере 20% для перевозчиков в регулярном пассажирском сообщении. А для тех, кто работает на правах ИП, увеличилась на 12% ставка единого налога. Дополнительные расходы влечет и требование оборудовать маршрутки СКНО: помимо того, что надо купить это средство (а стоит оно около 400 рублей), придется еще платить и банку за  его обслуживание. В результате затраты перевозчиков увеличились, соответственно повысились цены на проезд. Кроме того, маршрутчики действительно сетуют, что новый оператор ввел  ежемесячную плату в размере 20 рублей с машины за некие услуги, вдобавок стала взиматься плата за выдаваемые им документы. К примеру, за карточку маршрута надо заплатить 24 рубля 70 копеек, такая же сумма взимается и в том случае, если ее надо переписать в связи с какими-то изменениями. Раньше этих платежей не было. На наш взгляд, требование оператора платить за оказываемые им услуги противоречит Закону «Об  автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», согласно которому производить оплату услуг по организации перево­зок пассажиров в регулярном сообщении обязан заказчик услуг. В Могилеве — это гор­исполком. Еще одно новшество: маршрутчикам надо приобрести и установить за свой счет оборудование спутниковой навигации, оно тоже стоит около 400 рублей. Когда эта система внедрялась в Могилевском автобусном парке, расходы несла местная власть. Ну, а если маршрутчик, к примеру, прекратит свою деятельность, куда ему деть это оборудование? Хорошо, контролировать работу общественного транспорта нужно, хотя маршрутчики кровно заинтересованы в соблюдении интервалов — они же не на окладах, это их заработок. Мы предложили более дешевый вариант: установить за счет перевозчиков видеокамеры на автобусных остановках с выходом на компьютер оператора: можно контролировать интервалы движения маршруток, видеть, что делается на остановках, заснять возможные нарушения ПДД. Но это предложение принято не было. Насколько выгодно сегодня работать на маршрутных такси, говорит тот факт, что их в городе стало меньше, люди уходят из этого вида деятельности, уезжают в ту же Россию — там заработки маршрутчиков выше.

    По информации оператора, если на 1 января 2017-го в Могилеве насчитывалось около 500 маршруток, то на 1 сентября — 474. В то же время, утверждает он, снижение количества машин на качестве услуг не сказалось: в Могилеве маршруток значительно больше, чем, например, в Бресте.

    — Внедрение спутниковой навигации нацелено на то, чтобы увеличить эффективность обслуживания маршрутной сети, — говорит начальник отдела организации перевозок УКП «Могилевский городской центр развития малого предпринимательства» Михаил Смоляков. — Мы сможем контролировать, насколько соблюдается расписание, интервалы движения, не сходили ли машины с маршрутов. К сожалению, есть жалобы от пассажиров по поводу периодичности движения маршрутных такси. В частности, на то, что в межпиковое время их количество падает. Если говорить о затратах на приобретение навигационного блока, то стоимость его разная у разных фирм — можно купить его и за 200 рублей. Самое дорогое — это программное обеспечение, его закупку мы взяли на себя.

    И оснащение кассового оборудования СКНО, подчеркнули в областной налоговой инспекции, — требование ко всем торгующим и оказывающим услуги организациям. Увы, отметили налоговики,  в сфере маршрутных такси в ходе проверок выявляется немало нарушений законодательства. В частности, были факты, когда пассажирам не выдавались чеки,  когда сведения  о принятых с использованием кассового оборудования средствах не соответствовали оплаченной сумме за поездку.

    Никто не заставляет маршрутчиков, дали понять в горисполкоме, и подписывать договор с оператором, где значится пункт о плате за обеспечение деятельности по перевозке пассажиров. А если подписали, стало быть, он их устраивает? К слову, как отметила начальник управления экономики горисполкома Алла Богатенко, новым проектом закона «Об автомобильном транспорте и автоперевозках», который уже одобрен парламентом, предполагается создать в каждой из областей страны единого оператора на все регулярные пассажирские перевозки в регионе. Это значит, что  к нему перейдут и функции оператора в Могилеве, что будут единые  для всех регионов правила.

    … Поскольку маршрутки — удобный вид транспорта для многих людей, и частные перевозчики платят немалые налоги в бюджет, никто, конечно, не заинтересован в снижении объемов перевозок.  Никому не нужна и инфляция — повышение уровня цен. Во многих западных странах, между прочим, стоимость одной поездки  в общественном транспорте приблизительно равна стоимости одного литра топлива. Если исходить из этого критерия, то маршрутчики, поднявшие цену до 1 рубля, почти что к этой стоимости подошли. Вот только зарплаты у нас — не западные. Вроде бы таксисты понимают: рост тарифов приведет к оттоку пассажиров. Но что делать, спрашивают, если себестоимость поездки растет? И если этот рост в меньшей степени обусловлен инфляцией и ценой на топливо, то, может, заказчику и перевозчикам стоит сообща поискать резервы по снижению издержек?

    Автор: Геннадий АлександровМогилевская правда

Комментарии (0)