19 Апреля, 2024 Пятница

Академический минимум

  • 16 ноября 2017 Общество Русский 0

    Выбор профессии. Их объединяет то, что по крайней мере в своей стране они смогут считать себя уникальными специалистами. Какие необычные и редкие профессии получают в белорусских вузах

    Расшифровщик космических снимков Григорий Черняков: «С высоты полтысячи километров могу рассмотреть, здоровы ли белорусские посевы»

    Студент учится на 5-м курсе географического факультета БГУ и получает редкую специальность — он будущий космо- и аэрокартограф. Это направление открылось в вузе как раз 5 лет назад, когда еще совсем юный Гриша, оканчивая школу, находился в раздумьях, куда поступать.

    — Любил географию, участвовал в олимпиадах. А тут как раз был успешно запущен белорусский спутник дистанционного зондирования Земли. В БГУ открыли новую специальность. Все совпало, — улыбается студент.

    Почему мальчишки влюбляются в гео­графию? Ведь не случайно на всякого рода интеллектуальных турнирах по гео­графии республиканского и международного уровня в числе призеров, как правило, парни.

    Есть у географических карт и атласов удивительное свойство — они пробуждают в людях дух романтики, жажду приключений, стремление к путешествиям. Молодежь даже задумывается о поисках сокровищ. Но у профессиональных картографов все по-взрослому: сокровища для них — еще не используемые, требующие изучения земли, полезные ископаемые…

    — Наш спутник летает вокруг орбиты и все фотографирует. Создаются каталоги космических снимков. Страны могут их покупать, — рассказывает Григорий. — Я, обрабатывая космические картинки, получаю много полезной информации.

    Студент по кадрам из космоса может определить, что растет на том или ином участке, спрогнозировать урожайность различных культур или нехватку определенных веществ в почве. Для непосвященных это сродни волшебству, для Гриши — правильное применение математических расчетов.

    — Например, фото Припяти со спутника помогут спрогнозировать затоп­ления. В июне можно анализировать, выросли ли здоровыми посевы на белорусских полях. Специальность очень перспективная, — считает студент.

    Как есть

    В мире много интересных мест, где хотелось бы побывать. Например, хорошо бы взглянуть на горы Кавказа или Южной Америки. Заманчивы страны Северной Европы, например Норвегия. А чем, с точки зрения географа, интересна Беларусь? Григорий Черняков считает, что у нас стоит побывать любителям нетронутой природы. Много лесов, озер, болот, рек — дыши полной грудью, тори тропинки на нехоженых лугах…

    Дизайнер автомобилей Глеб Шомов: «Выпускники попадают на работу в автомобильные концерны с мировым именем»

    Пятикурсник Белорусской государственной академии искусств относит себя и своих одно­группников к числу уникальных специа­листов. Ребята занимаются дизайном транспорта и средств производства. А если проще, придумывают, как будут выглядеть совершенные автомобили.

    Таких специалистов в следующем году будет выпущено всего четыре на всю страну!

    — Родители — скульп­торы. У меня с детства тяга творить в объеме, — рассказывает Глеб. — Но классическая скульптура — не самый востребованный вид деятельности. А дизайн заинтересовал, тем более дизайн машин!

    Студент говорит, что ни одна компьютерная программа для проектирования не исключит необходимости ручного труда.

    — Делаем проект автомобиля — обязательно моделируем его в объеме, то есть создаем уменьшенную копию, — рассказывает о тонкостях профессии Глеб. — Считаю, наш академический курс идеально подобран для того, чтобы получить представление обо всем, что связано с машинами. Мы осваиваем технологии изготовления различных материалов, посещаем крупнейшие предприятия — МАЗ, МТЗ, «Амкодор».

    Дизайнер создает оболочку для механизмов и деталей, черпая вдохновение из окружающего мира. На производстве он должен работать в тесной связке с конструктором.

    — Проектируя транспорт, постоянно сталкиваемся с эргономикой: нужно представлять, как будет чувствовать себя водитель в кабине или пассажир в салоне. Дизайнер — профессия, которая направлена на улучшение и гармонизацию каждого последующего создаваемого объекта. Но тут главное — не забыть учесть возможности производства, — улыбается студент. — В вузе нам дают свободу мыслить, пока это еще возможно.

    В будущем Глеб мечтает заняться проектированием сельхозтехники. Говорит, что ему есть что привнести нового в отечественные машины, особенно в художественном плане.

    Между прочим

    В прошлом году четыре дизайнера распределили на МАЗ, один работает на МТЗ. Ему, к слову, уже доверили ответственный проект — разработать модель трактора для выставки в Германии.

    Ювелиры Юлия Ковшер и Наталья Олешкевич: «Наши лабораторные работы длятся по 4 часа, но никто не отвлекается на перерыв — так увлекательно!»

    Считается, что это тонкое ремесло — как раз тот вид деятельности, который бережно передается из рук в руки, от родителей к детям. Но четверокурсницы приборостроительного факультета БНТУ Юлия и Наталья решили освоить редкую специальность в вузе.

    — В наших семьях ювелиров не было, — говорит Наталья. — Более того, от поступления в БНТУ лично меня дома отговаривали, уверяли, что это мужской университет. Но я все же прошла в этом вузе профориентационные тесты и определила с их помощью несколько подходящих для себя специальностей. В итоге выбрала «Технологию и оборудование ювелирного производства». Профессия в чем-то творческая, а присутствующие в ней элементы дизайна, работа с камнями очень увлекают. И сегодня могу уверенно сказать: да, это мое призвание.

    Специальность, избранная девушками, настолько редкая, что даже студенты других факультетов не всегда знают, что их родной вуз готовит мастеров такого профиля. А учиться Юлии и Наталье в БНТУ очень интересно. Некоторые дисциплины, конечно, даются непросто. Для студенток приборостроительного таковыми оказались философия и психология. Зато специальные предметы — технология обработки ювелирных камней, дизайн ювелирного производства, проектирование инструментов и оборудования ювелирного производства — пришлись девчатам по вкусу.

    — С третьего курса занимаемся технологией обработки камней, — поясняет Юля. — Лабораторные работы длятся по 4 часа, но, как правило, никто из нашей группы не выходит даже на перерыв — настолько это интересно. Конечно, студентам для практики дают не бриллианты, а относительно недорогие и несложные в обработке камни. Обычно это яшма и змеевик. На лекции к преподавателям приходим с удовольствием. В их изложении даже технические термины усваиваются легко.

    Запись «профессия — ювелир» в дипломе выпускников факультета не делают. Там будет написано «инженер-технолог». Это справедливо, поскольку широкий спектр полученных знаний и умений позволяет им работать не только золотых дел мастерами. Но пока и Юля, и Наташа твердо намерены стать ювелирами. Планируют сперва поработать на специализированных предприятиях, а затем открыть собственное дело. Поэтому не исключено, что через несколько лет в один ряд с Картье и Тиффани встанут и их фамилии.

    Теолог Кирилл Корбут: «Священники, которые учатся в духовной семинарии, живут в закрытом мире. А мы — в студенческом общежитии вместе со всеми»

    Стать теологом-религиоведом можно, поступив в БГУ! А если точнее, в Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла, который входит в структуру главного вуза страны.

    — Для Беларуси это, пожалуй, уникальное учебное заведение. Но мы знаем опыт классических университетов Европы — Оксфорда, Кембриджа, Венского, где теологический факультет основополагающий, самый старый и самый востребованный по сей день, — рассказывает магистрант Института теологии.

    Кирилл с детства ходил в храм. Туда его однажды привела бабушка.

    — Мне были интересны богослужения. Когда подрос и пришло время выбирать профессию, прислушался к сердцу. Думаю, оказался в Институте теологии по воле Божьей, — заметил Кирилл.

    По словам будущего теолога, в институт могут поступать абитуриенты с разной мотивацией, в том числе те, которые не были тесно связаны с религией. Кто-то, например, просто хочет получить диплом высшей школы. Но прежде чем стать первокурсником, нужно пройти собеседование со священником. Могут задать и вопросы о твоем нравственном облике.

    Кирилл говорит, что среди недавних абитуриентов можно встретить неофитов. То есть новых приверженцев религии. Приступив к учебе, они поначалу пребывают в легком шоке.

    — Не понимают, почему мы молимся в начале и конце занятий. Но со временем включаются в эту жизнь, им становится интересно, начинают заниматься научной деятельностью, — рассказывает студент.

    Богословию в институте учатся 4 года. Ребятам преподают религиоведение, библеистику, литургику, а также древние языки.

    Кроме того, студентам преподают ряд педагогических предметов и психологию. Значит, окончив вуз, они смогут учить детей в школе обществоведческим дисциплинам.

    — У нас есть своя научно-прак­тическая лаборатория, где мы не просто знакомимся с богослужением, но и становимся его участниками. Кстати, все первокурсники проходят литургическую практику в нашей по-домашнему уютной часовне. Эти богослужения посещают и студенты старших курсов. Это нас всех очень объединяет, — рассказывает Кирилл.

    Набор в Институт теологии небольшой — 30-35 абитуриентов ежегодно. Половина из них девушки.

    — Священники, которые учатся в духовной семинарии, отличаются от нас — живут в закрытой среде, — отмечает Кирилл. — Мы же расквартированы в обычных студенческих общежитиях БГУ, вместе со всеми, и это даже наша обязанность — тесно контактировать с миром. Мне кажется, теология, с одной стороны, — это Божественное откровение, которое дается людям, а с другой — мировой религиозный опыт. Мы как раз его изучаем! У нас часто проходят конференции и семинары с участием представителей разных конфессий. Студенты стажируются в университетах Германии, Анг­лии, Польши, Австрии, Греции…

    Кстати

    Кирилл Корбут в 2017 году получил почетное звание «Студенческий лидер БГУ». Ездил по стране с лекциями, посвященными 500-летию белорусского книгопечатания, выступал перед детьми и взрослыми. А также знакомил с экспонатами Музея Библии, который работает в Институте теологии БГУ.

    Автор: Юлия БУРДОВечерний Минск
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)