29 Марта, 2024 Пятница

Быстро едешь – медленно несут. Учимся экстремальному вождению

  • 17 ноября 2017 Общество Русский 0

    Темно, холодно и скользко — осень и зима не зря считаются у автомобилистов сезоном повышенной опасности. Как преодолеть его без аварий и прочих ДТП? Признанный специалист по безаварийному вождению мастер спорта и неоднократный чемпион Беларуси по авторалли Сергей Овчинников согласился показать это в ходе небольшого тест-драйва.

    Сначала — маленькая вводная. Чем опасна для водителя осень, интересуемся у мэтра руля и педалей.

    — Тем, что она может неожиданно стать зимой, — отвечает Сергей Овчинников. — Вот сейчас плюсовая температура, а ночью случится небольшой морозец. И утром вместо мокрого асфальта на дорогах появляется лед. Водитель этого может не прочувствовать, не перейдет на более плавный и спокойный стиль езды, вот и улетает в кювет. Тем более что сугробов еще нет.

    Но пока днем грязь, мокрая листва, лужи. Как с ними быть? Сергей приглашает в свою «Субару Легаси», и мы отправляемся на тренировочную площадку. Впереди замечаем жирное пятно размокшей земли. Сергей поддает газу, резко поворачивает руль — и машина входит в занос.

    — Грязь на асфальте опасна тем, что если машина попадает в нее одной стороной, то ее может занести, особенно при торможении, разгоне или резком маневре, — поясняет Сергей Овчинников. — Грязь на обочине затягивает, и машина может пойти в кювет. Как правильно выходить из заноса? Если скорость невелика, то разницы нет, на каком вы автомобиле — передне– или заднеприводном. Газ в прежнем положении, руль — в направлении движения. Если занос большой, особенности привода на передние или задние колеса надо учитывать. В первом случае добавляем газ и рулим в нужном направлении. Во втором, напротив, уменьшаем подачу топлива и действуем в основном рулем. В реальности об этом думать, конечно, некогда. Желательно с наступлением осени все отработать до рефлексов на тренировочной площадке.

    Мокрая листва тоже опасна. При торможении — как лед. А если идут затяжные дожди и много луж, как в этом году? Подходящую находим на краю полигона. Сергей, однако, преодолевает ее на самой малой скорости:

    — Лужа всегда опасна. Может, она глубокая, под водой скрыты яма либо камень, и неожиданный удар вырвет руль из рук, повредит машину.

    И лишь со второго захода наша «Субару» влетает в лужу, поднимая фонтаны брызг.

    — Главная опасность — аквапланирование, — поясняет эксперт. — Передние колеса всплывают, машина теряет управление. Может либо прямо двигаться, либо уйти в занос. Поэтому надо заранее снижать скорость, лужу преодолевать одной стороной, держа руль в сторону, в которую надо ехать. Если все–таки пришлось влететь на скорости, то лучше всеми колесами, чтобы уменьшить вероятность заноса. При аквапланировании сбрасываем газ.

    — Некоторые, однако, думают: на зимних шинах можно ездить, как летом. Так ли?

    – Все равно сцепление с дорогой не будет такое же надежное. А если шинам 3 — 4 года, то они ближе к всесезонным: подношены, резина твердеет, за лед не цепляется. Шипы также не позволяют ездить так же быстро, как летом. Новые будут хорошо держать по льду, по снегу особой разницы нет. А на асфальте могут даже хуже работать, чем нешипованные. В принципе, в наших условиях не вижу смысла применять шипы в большом городе, практически всю зиму ездим по асфальту.

    — А как машины с полным приводом, кроссоверы и внедорожники ведут себя на скользкой дороге?

    — Я бы к этому относился так же, как к зимним шинам: не панацея. Как и системы курсовой устойчивости и АБС. Они помогают, но не могут решить все проблемы. Почему водитель попадает в аварию? Потому что не понимает, насколько быстро можно ехать: 40, 50, 60 километров в час. Где грань, за которой начинается опасность? Понять это можно лишь тогда, когда ее перейдете. Тот же полный привод успокаивает, машина идет плавно, стабильно, но все хорошо до определенного предела. Джипы хоть и полноприводные, имеют большой вес, чтобы их остановить на льду, нужно много времени и места. Поэтому очень важно знать, на что способна ваша машина. И как только появляются лед и снег, рекомендуется на тренировочной площадке разогнаться и попробовать тормозить, адаптировать к новым условиям водительские рефлексы.

    — Какая машина устойчивее на скользкой дороге: маленький «Опель Корса» или солидный «Мерседес»?

    — Стабильнее идет более тяжелая машина. Чем меньше расстояние между осями, тем более автомобиль подвержен заносам, но и легче из них выходит.

    — А в чем смысл АБС и как вести себя за рулем такой машины на скользкой дороге?

    — Если машина без АБС, то нужно понимать, что на скользкой дороге колеса при торможении блокируются и машину будет разворачивать. Чуть по–разному срабатывают тормозные колодки, есть разность покрытия и т.д. Тормоз нужно приотпустить, рулем подкорректировать направление движения и вновь притормаживать. Если машина с АБС, то нужно нажать на педаль тормоза, выжать педаль сцепления, и так до полной остановки. Иногда водители говорят: если я отпустил газ, то идет торможение двигателем. На самом деле это нехорошо, АБС может даже отключиться. Кстати, неплохо бы, чтобы при каждом срабатывании электроники речевой информатор говорил: вас спасла система ЕСП или АБС. Тогда бы водитель понимал, что ехал слишком быстро. Не зря на водительских курсах в Скандинавии отрабатывают пограничное вождение, где новичка сажают на машину без наворотов. И там он понимает, что сам в сложных условиях ничего сделать не сможет. Это приучает ездить осторожнее, а значит, медленнее.

    — А сами в ДТП попадали?

    — Однажды зимой на скользкой дороге при скорости около 50 километров увидел, что столкновения не избежать. Направил машину в переднее колесо, чтобы не травмировать людей. К сожалению, на зимней дороге риск всегда есть. Мы можем рассчитывать на свои силы, но если другой водитель не проконтролировал ситуацию — столкновение вероятно. Поэтому водитель, считаю, должен быть немного пессимистом. Если въезжаю во двор, например, то всегда думаю, что там может бежать ребенок или машина выезжать. Когда водитель предполагает худшее, он к этому уже готов, снижает скорость, чтобы успеть остановиться. Я зимой езжу часто медленнее, чем другие. Потому что если вижу снег, то предполагаю, что под ним лед. А поворот крутой, и тот, кто едет быстро, улетит в кювет.

    Как подготовить автомобиль к безопасной эксплуатации зимой?

    • Сделайте заранее техобслуживание машины, чтобы не заниматься ремонтом на зимней дороге, это опасно.

    • Замените жидкость в омывателе стекол на зимнюю.

    • Замените щетки дворников, если они плохо работают.

    • Протрите силиконовой жидкостью уплотнители дверей, чтобы они не примерзали. С той же целью смажьте замки дверей и багажника.

    • Положите в багажник лопату, щетку для сметания снега и водосгон для очистки стекол. А также мешочек песка — чтобы пригрузить знак аварийной остановки и облегчить трогание на гололеде.


    Основные правила езды осенью и зимой

    • Правильная посадка (если водитель лежит, он не готов к опасности).

    • Правильная техника руления и захвата руля (когда водитель держит руль одной рукой, он также ничего не сможет сделать, если перед ним кто–то резко перестроился, выскочил пешеход).

    • Смотреть в направлении движения, чтобы прогнозировать опасность.

    • Когда сокращается видимость и становится скользко, снижайте скорость, чтобы успеть остановиться при опасности.

    Автор: Владимир БИБИКОВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)