29 Марта, 2024 Пятница

Привычка к неоплатному долгу: кто в Минске не платит коммуналку

  • 09 января 2018 Общество Русский 0

    В прошлом году в 18.554 минских квартирах из–за долгов по коммунальным платежам приостанавливали подачу воды, света, газа... Это случилось с теми, кто не отреагировал должным образом на предупреждение. А получили его аж 102.981 собственник и наниматель. 70% сразу же помчались в сберкассы. 20% решили рассчитаться, только когда в их домах действительно перестали гореть лампочки и оказалось нечем помыть посуду. Между тем 10% должников себе и в ус не дуют... Общая сумма долга минским коммунальщикам на 1 декабря составляла более 5 миллионов рублей. Корреспонденты «СБ» присоединились к рейду по квартирам неплательщиков.

    Скажем, в РСЦ № 1 Октябрьского района Минска сегодня 194 должника. Из них 23 — реальные кандидаты на выселение и отчуждение жилья. И суммы задолженностей кое у кого настолько внушительны, что диву даешься: как до сих пор они живут по этим адресам?! Впрочем, кто живет, а чей–то след давно уж простыл... Например, попытка навестить квартиросъемщика Александра Уткина из многоэтажки по улице Асаналиева — это только лишний раз потревожить его соседей: сколько ни звонили мы в квартиру на первом этаже, а признаков жизни она так и не подала. Впрочем, Анастасия Дыба, заведующая сектором отдела принудительного исполнения Октябрьского района, и Роман Фанибаро, юрисконсульт РСЦ № 1, на другое не очень–то и рассчитывали:

    — Можно было бы предположить, что хозяева, как это нередко случается, заметили нас из окошка и затаились... Если бы не этот вот ящик!

    Прямо перед квартирой в большом черном пластиковом контейнере покоились многочисленные письма и извещения. И везде — требование денег. Только по жировке гражданину Уткину натикало уже почти 2 тысячи рублей...

    Из квартиры напротив вышла соседка Таисия Артемовна:

    — Это я такой ящик придумала, вместо почтового. Тот уже трещал по швам! Заодно всем будет понятно, что ломиться в эту квартиру бессмысленно! Ни отца, ни сына мы давно не видели и не слышали...

    От соседей, говорит Таисия Артемовна, были лишь одни неприятности, в том числе гигантские тараканы, от которых не было спасу всему стояку. И сколько же, интересно, еще ждать этих Уткиных? К слову, их утонувшая в долгах однушка не приватизирована и является частью государственного жилищного фонда коммерческого использования. Так не проще ли изъять квадратные метры за столь наплевательское отношение? Анастасия Дыба объясняет, что терпение взыскателя давно лопнуло:

    — Расчетно–справочным центром уже подготовлено ходатайство об объявлении в розыск должников Уткиных. Мы, разумеется, дадим ему ход. Если в течение года граждан не найдут, то у квартиры появятся новые хозяева. Если же найдут, но при этом выяснится, что необходимых средств на погашение долга у них нет, то сначала будет поставлен вопрос о конфискации какого–либо имущества. Очень сомневаюсь, что будет подходящее... Словом, выселение не за горами. А долг, кстати, все равно придется возвращать. Как? Суд решит...

    Вообще, закрытая и, по сути, брошенная должниками–хозяевами жилплощадь — еще та головная боль: если проблемные метры находятся в частной собственности, то шансов вскрыть жилье почти нет.

    Неужели на безответственного собственника нет вовсе никакой управы? Теоретически и даже практически есть, объясняет Роман:

    — РСЦ готовит материалы по должнику в ЖРЭО, а ЖРЭО в свою очередь — в суд с заявлением о понуждении к отчуждению жилья. Разумеется, в том случае, когда попытки взыскать долг (конфисковать имущество, высчитать из зарплаты или пенсии) не принесли успеха. Но что дальше на практике? Должнику достаточно положить на счет в буквальном смысле копейку–две, что на фоне долга смотрится насмешкой, — и суд уже расценивает это как попытку рассчитаться. И все остается на своих местах...

    В трехкомнатной квартире в соседней многоэтажке за долги уже отключили свет. Думаете, кто–то побежал платить? Обитатели притона (такая репутация у жилья уже не первый год) «кинули проводок куда надо» — и по–прежнему прекрасно себя чувствуют. Олег Крачик был очень раздосадован, что наш визит прервал его полуденный сон... Коммунальный долг — почти 3 тысячи рублей (где более 1.800 — пеня). Олег уже не может вспомнить, когда он в последний раз работал. Но выложил нам свежую небылицу о том, как сбивается с ног в поисках хоть какого–то занятия, а его все вокруг «обманывают и кидают». Говорит, на днях даже грузчиком не взяли...

    63–метровый хламосборник, иначе не назовешь, находится в общей долевой собственности Олега и его сестры Татьяны. А еще здесь прописаны несовершеннолетние племянники Олега. И не важно, что Татьяна с детьми давно переехала к сожителю — при таком наборе правовых нюансов судебному исполнителю беседовать с должником особенно сложно.

    — Ну если хотите, берите в счет долга вот этот велосипед! И пару носков могу еще дать... — сарказм Олега свидетельствовал об уверенности в полной безнаказанности, тем более что велосипед, припаркованный в так называемой спальне среди мусора, бутылок и окурков, однажды уже конфисковывался. Только его никто так и не купил.

    В соседнем подъезде мы прервали сон «декретницы» Юлии и ее гражданского мужа. Нанимателем неприватизированных метров является Юлина мама, задолжавшая коммунальщикам уже более тысячи рублей. А еще в этой квартире прописаны и реально проживают двое несовершеннолетних — Юлины дети. И вот как тут отключить за долги свет, уж не говоря про воду? Сама же молодая мама, как нам показалось, не очень–то печется о комфорте своих крошек, меньшей из которых и трех лет еще не исполнилось: зловоние, мусор, грязь, все вещи старые и замусоленные, из угла в угол шныряют кошки...

    Хозяйка, по словам родственников, была на работе. Разумеется, нелегальной. Значит, взыскать из зарплаты долг невозможно. Что же тогда конфисковать? Осматриваемся. Печально.

    — Вот, можете забрать компьютер, он уже от стука в дверь разваливается, — предлагает Юля.

    Но кто купит–то? Относительно приемлемым вариантом показалась стиральная машина. И судебный исполнитель тут же приступила к оформлению документов — может, хоть часть долга спишется.

    Как мы поняли, мама Юлии — единственная в этой семье, кто реально хоть что–то делает, чтобы прокормить как минимум пять ртов. А ведь скоро появится и шестой: Юля созналась, что через несколько месяцев ей снова рожать. Гражданский муж, едва справляясь с зевотой, что–то невразумительно плел про попытки заработать на ремонте квартир и «полный голяк» с клиентурой.

    В общем, что ни адрес, то волосы дыбом. Один должник, чтобы в очередной раз решить финансовую проблему, вовсе слетел с катушек: набросился с ножом на соседку по коммунальной квартире, принуждая ее приобрести у него еще одну комнату. Студентка едва спаслась, закрывшись в ванной. Бузотера мы не увидели — уже вторые сутки он в СИЗО. И, по словам моих спутников, с кулаками на них должники тоже бросались... Вот такая проза жизни.

    КОММЕНТАРИЙ

    Главный специалист филиала «Единый расчетно–справочный центр г. Минска» КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» Элла Лазарева:

    — С жировками лучше не шутить. Достаточно проигнорировать требование к оплате два месяца — и у сотрудников расчетно–справочного центра появляется повод обратиться к нотариусу за оформлением исполнительной надписи: этот документ дает право взыскать долг в принудительном порядке. Нет оплаты полгода — ЖРЭУ или администрация района на полном основании может ставить вопрос об отчуждении жилого помещения у собственника и выселении нанимателя (с предоставлением другого жилья более скромных потребительских качеств). Кстати, легче всего лишиться коммерческого жилья. Согласно Указу Президента № 563, для расторжения договора найма арендного жилья достаточно накопить задолженность всего за два периода. При этом никто не обязан будет заботиться о поиске какого–либо другого места проживания для бывшего нанимателя. Попросту говоря, новым домом в этом случае вполне может стать вокзал. Но гражданам часто кажется, что с их долгами и проблемами будут нянчиться до бесконечности. Нет. К примеру, в ноябре из комнаты с общей кухней в доме по улице Янки Мавра была выселена неработающая минчанка: на ее лицевом счете скопился долг в сумме 1.066 рублей, где около половины составляла пеня. А ведь незадолго до этого гражданка уже пережила подобное выселение, из однокомнатной квартиры. Однако до последнего не могла поверить, что предупреждение о выселении даже из скромной комнатки — это тоже не шутки, поэтому решила в ней жить по прежнему сценарию, то есть в долг.

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Начальник РСЦ № 1 Октябрьского района Минска Галина Демещик:

    — Работа с должниками ведется непрерывно. И это, без преувеличения, титанический труд — как для сотрудников принудительной системы исполнения, так и для территориальных расчетно–справочных центров. Ведь приходится не только переворачивать тонны документов, но и работать с должниками лично, вникая в каждую ситуацию. Одних неплательщиков приходится подолгу разыскивать, вторых уговаривать, третьим помогать даже с поиском работы, а то и вовсе хлопотать по оказанию материальной помощи, если проблема возникает, скажем, в многодетных семьях... Но большинство должников, к сожалению, заслуживает разговора в самых жестких интонациях. И общение с таким контингентом нередко оказывается небезопасным.

    Автор: Марина ЗУБОВИЧСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)