17 Августа, 2018 Пятница

В фокусе: пенсии, занятость, адресная господдержка

  • 17 января 2018 Общество Русский 0

    На вопросы читателей «Дняпроўца» отвечает исполняющий обязанности начальника управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Светлана САВЕНОК.

    О выходе на заслуженный отдых в наступившем году

    – Какие условия выхода на пенсию по возрасту в 2018 году?

    – В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионом обеспечении» (ст. 5, 11) в 2018 году право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 61 года при наличии общего стажа 25 лет, женщины – по достижении 56 лет при наличии общего стажа 20 лет.

    Обязательным условием для выхода на трудовую пенсию по возрасту является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда (страхового стажа) не менее 16 лет 6 месяцев.

    Для отдельных категорий граждан требования по продолжительности страхового стажа снижены. Так, трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа не менее 10 лет лицам, имеющим длительный общий стаж (не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин), а также гражданам, имеющим продолжительный период военной службы (не менее 10 лет), при наличии общего стажа не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

    Пенсию можно получить и раньше. В исключительных случаях

    – Получаю пенсию в отделении почтовой связи 20 числа. В день выплаты буду находиться на стационарном лечении в другом городе. Как быть?

    – Выплата пенсий и пособий через объекты почтовой связи осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства связи Республики Беларусь № 64/13 от 26 мая 2003 года.

    В соответствии с п. 2 данной Инструкции выплата пенсий и пособий производится с 5-го по 26-е число каждого месяца. Даты доставки пенсии определяются объектами почтовой связи совместно с органами по труду, занятости и социальной защите с учетом равномерной нагрузки на доставочных участках и наличия финансовых средств.

    В настоящее время предусмотрена возможность получения пенсии в установленную дату (либо позднее) в любом отделении связи Республики Беларусь (вне зависимости от места постоянного жительства и назначения пенсии).

    В соответствии с п. 3 Инструкции в исключительных случаях (временное выбытие пенсионера до установленной даты получения пенсии, смерть члена семьи, чрезвычайная ситуация, стационарное лечение в организациях здравоохранения) при наличии денежных средств пенсия (пособие) может быть выплачена досрочно в пределах текущего месяца. Основанием для такой выплаты являются документы, подтверждающие невозможность получить пенсию в установленную дату.

    Одновременно заявитель вправе оформить доверенность на получение пенсии. В соответствии со ст. 87 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», п. 3 ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь, доверенности граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, могут быть удостоверены главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами указанных учреждений здравоохранения.

    О надбавках к пенсии 75- и 80-летним

    – Мне исполнилось 80 лет. Как изменится размер выплачиваемой мне пенсии?

    – Действующим законодательством предусмотрено повышение пенсий по достижении 75 и 80 лет. Так, лицам, достигшим 75-летнего возраста, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35, устанавливается доплата в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

    По достижении 80 лет размер указанной доплаты увеличивается с 75 до 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Дополнительно лицам, достигшим 80-летнего возраста и не являющимся инвалидами I группы, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (ст. 25), устанавливается надбавка к получаемой пенсии в размере 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту. 

    Изменение размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения вышеуказанного возрата.

    Стаж учтут. Но не более того

    – Переехал на постоянное место жительства в Беларусь. Подлежит ли зачету в стаж период работы в Украине при назначении пенсии здесь?

    – Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное место жительства из Украины в Республику Беларусь, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» с учетом норм Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 года.

    Согласно статье 6 вышеназванного Соглашения, при назначении пенсий учитывается трудовой (страховой) стаж, в том числе дающий право для назначения пенсий на льготных условиях, приобретенный по законодательству любой из договаривающихся сторон. При этом исчисление трудового (страхового) стажа производится по законодательству договаривающейся стороны, назначающей пенсию.

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стаж работы для исчисления пенсии засчитываются периоды работы, протекавшие: в Республике Беларусь; на территории бывшего СССР до 1 января 1992 года (за исключением Латвийской ССР); на территории государств-участников договоров (соглашений) в области социального (пенсионного) обеспечения, заключенных с Республикой Беларусь, – с 1 января 1992 года до 1 июля 1998 года с уплатой страховых взносов в пенсионные фонды соответствующих государств.

    Периоды работы после 1 июля 1998 года, протекавшие за пределами Республики Беларусь, учитываются при исчислении пенсии при условии уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Учитывая изложенное, период работы в Украине, протекавший до 1 июля 1998 года, может быть учтен при назначении и исчислении пенсии в Республике Беларусь при условии документального подтверждения факта уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Украины.

    Период работы в Украине после 1 июля 1998 года с уплатой обязательных страховых взносов может быть учтен только при исчислении продолжительности страхового стажа для определения права на трудовую пенсию в Республике Беларусь. При исчислении размера назначенной пенсии данный период не учитывается.

    Помощь в приобретении подгузников предусмотрена для…

    – Кто имеет право обратиться за назначением государственной адресной социальной помощи для возмещения затрат на подгузники?

    – В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 года № 41 государственная адресная социальная помощь в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется инвалиду I группы и ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, имеющему четвертую степень утраты здоровья.

    Заявление о предоставлении помощи ребенку-инвалиду подается его законным представителем. Это могут быть: мать, отец, усыновитель, удочеритель, опекун, попечитель.

    Заявление на предоставление помощи совершеннолетнему инвалиду I группы подается самим инвалидом. Учитывая, что в подгузниках, как правило, нуждаются лежачие инвалиды, которые сами не имеют возможности обратиться в управление, данное заявление может быть подано его представителем по надлежаще оформленной доверенности опекуном (в случае лишения инвалида дееспособности), а также близкими родственниками (родителями, детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками).

    При обращении близкого родственника оформление доверенности не требуется, но родственные отношения с инвалидом должны быть подтверждены документально.

    Переселение с комфортом

    – Какие выплаты производятся при переселении безработных и членов их семей на новое место жительства и работы?

    – Безработный может рассчитывать на выплату семи бюджетов прожиточного минимума, действующего на дату трудоустройства. Если в семье несколько безработных, то аналогичная помощь выплачивается каждому из них при условии заключения соответствующего договора с нанимателем.

    Дополнительно двукратная величина бюджета прожиточного минимума положена в случае переселения из города в сельскую местность.

    Выплаты осуществляются органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя в срок до пяти дней с даты трудоустройства.

    Приходите на консультацию

    – Мой сын учится в выпускном классе. Подскажите, куда можно обратиться за консультацией по вопросу выбора профессии?

    – К нам, в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома. На основании оценки психофизиологических качеств специалист поможет определить наиболее приоритетные сферы деятельности, выбрать профессию и учреждение образования. Одновременно можно ознакомиться с информацией о состоянии рынка труда, потребностях региона в кадрах.

    Отказ правомерен

    – Правомерен ли отказ в регистрации в качестве безработного лицу, предоставившему вместо оригинала паспорта его копию?

    – Правомерен. Для регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин должен предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Копия паспорта к таким документам не относится, так как в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 года № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» документом, удостоверяющим личность, является: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца.

    О вакансиях сообщать наниматели обязаны

    – В какие сроки наниматели должны сообщить в службу занятости об образовавшейся вакансии? Какие санкции предусмотрены за нарушение?

    – В соответствии со статьей 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 года № 409-З наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования. Неуведомление влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

    При регистрации инвалидов в качестве безработных есть нюансы

    – При обращении в службу занятости инвалида для получения помощи в трудоустройстве обязательно ли предоставление индивидуальной программы реабилитации?

    – Да. Регистрация граждан в качестве безработных является административной процедурой. В соответствии с Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200, при обращении для регистрации в качестве безработного инвалид должен предоставить свою индивидуальную программу реабилитации.

    Без предоставления этого документа наниматель, согласно статье 26 Трудового кодекса Республики Беларусь, не имеет право принять инвалида на работу и заключить с ним трудовой договор.

    Точки над i расставит суд

    – Нашей семье был назначен семейный капитал в связи с рождением третьего ребенка. По причине длительной болезни ребенка я не смогла своевременно обратиться в банк за открытием депозитного счета и зачисления средств семейного капитала. Сохраняется ли в данном случае право семьи на назначенный семейный капитал?

    – Назначение семейного капитала не влечет автоматическую возможность распоряжения указанными средствами. В силу пунктов 6 и 10 Положения о порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления), распоряжения средствами семейного капитала, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2015 года № 128, гражданин, которому назначен семейный капитал, не приобретает право на распоряжение средствами семейного капитала, если им своевременно (в течение шести месяцев со дня принятия решения о назначении) не был открыт депозитный счет «Семейный капитал» в подразделении открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» .

    Вместе с тем, согласно части первой статьи 154 Гражданско-процессуального кодекса, если процессуальный срок, установленный Гражданско-процессуальным кодексом или иными актами законодательства, пропущен по причине, признанной уважительной, суд может восстановить его.

    В случае признания судом оснований пропуска срока уважительными гражданин может обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган с новым заявлением о назначении семейного капитала.

    Автор: Оксана МшарДняпровец
    Теги: 

Комментарии (0)