28 Марта, 2024 Четверг

Можно или нельзя?

  • 25 января 2018 Общество Русский 0

    «В церковные праздники ни в коем случае нельзя работать, утверждают наши бабушки и прабабушки. И под работой старшее поколение подразумевает многое — запрещается стирать, гладить, убирать в доме, заниматься рукоделием, подметать двор, колоть дрова и даже мыться… А как на самом деле — что можно и чего нельзя?

    Василиса, Костюковичский район».

    Ответить на этот и многие другие вопросы, которые часто задают наши читатели, мы попросили  настоятеля храма Сретения Господня г.Бобруйска протоиерея Иоанна Коляду.

    — Отец Иоанн, а Вы как относитесь к работе в праздничные дни?

    — Согласно четвертой заповеди, надлежит трудиться шесть дней, а седьмой посвятить служению Богу и богоугодным делам, оставив другие заботы. То же касается и церковных праздников, которые по-прежнему чтятся как святые дни. Самый главный праздник православных христиан — Пасха (или Воскресение Христово). В число великих праздников также входят двунадесятые. Это 12 важнейших после Пасхи праздников. В эти дни обязательно следует прийти в церковь, побыть на богослужении, постараться максимально приблизиться к Богу, забыв про все остальные, суетные, земные дела.

    — Соглашусь, многие в эти дни стараются дров не колоть и избу не мести. Но вот совсем недавно завершились Святки. Старшее поколение утверждает, что и в эти 12 дней нельзя было работать. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.

    — Что такое Святки? Это святые, праздничные дни, период духовной радости. Святки начинаются с 7 января, т.е. с праздника Рождества Христова, и продолжаются по 19 января (Крещение Господне). Все эти дни, согласно христианской традиции, мы славим Рождество и милосердие Господа, пославшего на землю Иисуса Христа. Поэтому я считаю так: если есть возможность завершить начатые дела до Святок, лучше поступить именно так. А в праздничные дни следует навестить родных, близких, крестников. Есть также традиция посещать в эти дни больных, сирот. Детям дарят подарки, хозяйки готовят праздничный стол. Нельзя себе представить Святки и без колядования.

    — А для многих и без гадания, кстати. Особенно для молодых девушек…

    — Церковь уже давно высказала свое мнение относительно гадания. Пытаясь узнать свою судьбу самостоятельно, а не полагаясь на волю Господа, человек согрешает осознанно — и против себя и против Бога.

    — Кстати, юристы говорят: «Незнание закона не освобождает от ответственности». А в церковных правилах, если человек по незнанию или по забывчивости, скажем, пришил пуговку к рубашке в церковный праздник, Бог накажет?

    — Бог не наказывает, а вразумляет людей — и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. Он всех нас любит, заботится о каждой душе, хочет ее спасения. Грех по незнанию относится к грехам невольным. Совершив его, необходимо покаяться и продолжать жить дальше, но уже стараясь не согрешать.

    — Доводится иной раз слышать о том, что в православной вере много запретов. Прокомментируете?

    — Вопрос в данном случае не в запретах, а в правильном понимании заповедей Божиих. Христианство — это не религия запретов. Так говорят в основном те, кто не является истинным христианином. Ни одна заповедь не носит характера запрета. Суть не в том, чтобы что-то запретить, а в том, чтобы мы начали стремиться к Богу. А для этого от многих соблазнов придется отказаться.

    — Но бывает ведь и так, что сами люди надумывают многие запреты, а выдают их за церковные…

    — Действительно, такое встречается. От незнания, от страха сделать что-то неправильно люди сами надумывают многие запреты, ссылаясь якобы на мнение церкви.

    — Кстати, о страхе. Складывается такое впечатление, что некоторые боятся абсолютно всего и готовы по любому поводу советоваться со священником. К примеру, как-то увидела на одном из сайтов вопрос: «Можно ли читать книги Льва Толстого?» По мне, мягко говоря, перебор…

    — У Бога есть одно желание — спасти душу человека. Но люди действительно иной раз в  желании исполнять все заповеди доходят до фанатизма, которого быть не должно. Читать или не читать книгу, смотреть или не смотреть фильм, человек должен сам для себя решить, руководствуясь собственной совестью. Мы почему-то боимся что-то скушать, но при этом не боимся кого-то скушать (навредить, обидеть другого). А ведь именно исходящее, а не входящее оскверняет человека, его душу. Нужно жить согласно церковным законам и при этом в соответствии со своим внутренним миром. А для того, чтобы эти понятия находились в балансе, заниматься духовным развитием личности необходимо с самого рождения.

    Автор: Юлия ФартухДнепровская неделя

Комментарии (0)