29 Марта, 2024 Пятница

Дмитрий Хилимон: "Пациент-мужчина – человек стеснительный"

  • 26 января 2018 Общество Русский 0

    Войти в доверие

    Пациенты редко верят доктору из поликлиники. Это факт. Мне 39 лет, и у меня есть с чем сравнивать: несколько лет работал в ­9-й минской больнице, больнице скорой медицинской помощи травматологом. Потом по семейным обстоятельствам перешел в 4-ю столичную клинику. Травматологии там нет, поэтому, окончив курс по урологии, переквалифицировался во врача-уролога. Отработал в больнице три года, в основном дежурантом. Мне нравилось, но… если у человека нет семьи, для него это хорошая школа, а семейным людям, как я, надо и дома когда-то появляться. Пере­шел в ­39-ю поликлинику, куда пригласили заведующим районным урологическим центром. Три года в этой должности.

    — Интереснее, чем в больнице?

    — Спокойнее.

    — Врачи стремятся попасть в стационар, у вас все наоборот…

    — Это для нашей страны нонсенс — из больницы в поликлинику, а за рубежом — обычное явление. При желании в стационар можно вернуться — врачи-урологи всегда востребованы. Но меня пока все устраивает: не столь существенно, где помогать людям, главное — делать это про­фес­сио­наль­но. Важно и то, что в больницу люди попадают чаще всего с запущенными заболеваниями, а на нашем, поликлиническом уровне можно обнаружить болезнь на ранней стадии.

    — …если пациент придет к врачу, доверится ему. Вы сами сказали, с доверием пациентов к докторам амбулаторного звена как-то не очень складывается.

    — От своих слов не отказываюсь, но по нашей части не все от доктора зависит. Не знаю, может, женщины обсуждают между собой интимные проблемы, но мужчины очень стеснительные: пока до доктора дойдут, месяцами, годами будут мучиться, но ни с кем не поделятся.

    — У вас перед кабинетом колонка стоит, FM-радио играет…

    — Это психологический прием, чтобы мужчины немного отвлеклись, не накручивали себя перед общением со мной.

    — Срабатывает?

    — Не со всеми, но и то хорошо. Сколько лет работаю, а мои пациенты все те же — растерянные, взволнованные, скованные. Как с ними общаться? Шучу, подбадриваю. Часто слышу: такой веселый врач, даже странно. А как по-другому? Человека надо расположить к себе, чтобы он раскрылся, пере­стал переживать. Найти общий язык непросто, но возможно.

    Припоминаю, как один из моих пациентов на вопрос, что вас беспокоит, ответил: «То же, что и полтора года назад. Вы меня тогда лечили». Продолжаю беседу: «А поконкретнее можете сказать?» Замялся человек, застеснялся: «Когда хожу, мне плохо». Пошутил тогда: «Присядьте на стул, не ходите». Мужчина улыбнулся: «Вы меня не так поняли, я не то имел в виду». И потихоньку-помаленьку рассказал о своей проблеме. Краснел, бледнел, тем не менее раскрылся.

    Наши мужчины через одного закомплексованные, а с врачом надо быть максимально откровенным. Некоторые приукрашивают свое состояние здоровья. Скроет человек симптомы болезни — как его тогда лечить, как разобраться?

    Отбросить комплексы

    — За рубежом пациенты откровенны с лечащим врачом…

    — Наслышан. Там отношение человека к своему здоровью более ответственное. Надеюсь, и наше общество к этому придет. У нас люди еще и суеверные. Расхожая фраза: не показывай на себе, а то заболеешь. Глупость какая! За свою жизнь я столько раз на себе демонстрировал пациентам, где должно болеть, что, будь это так, умер бы давно.

    Как-то анализировал, что происходит на приеме в государственной поликлинике и частном медицинском центре. Есть разница: в медцентре пациенты четко формулируют свои проблемы со здоровьем, к примеру: «У меня… не стоит». А в поликлинике долго вокруг до около ходят, пока поведают о слабой эрекции.

    — В частном медцентре подрабатываете?

    — Не подрабатываю, а полноценно работаю по другой специальности.

    — По какой, если не секрет?

    — По андрологии. Если коротко, это врач, который занимается лечением нарушений сексуальной и репродуктивной функции исключительно у мужчин.

    — Бесплодием занимаетесь?

    — В том числе.

    Найти отличия

    — Помимо более откровенных пациентов какие еще различия между приемом в частном медцентре и государственной поликлинике?

    — В поликлинике преобладают пациенты пожилого возраста, в коммерческом медцентре — молодежь. Вместе с тем и в поликлинике молодых достаточно. Сегодня ко мне парень приходил. Пожаловался: «На причинном месте вена выпячивается. Что со мной не так?» — «У всех так выпячивается». — «Спасибо, успокоили. Гора с плеч: мне 22, стеснялся с девушками отношения заводить».

    Пациент пришел к доктору жутко «больным», ушел здоровым. И довольным. В поликлинику приходят и таким путем: «Меня жена к вам записала, ее не устраивает…»

    Если говорить о заболеваниях, то как в частный медцентр, так и в поликлинику молодежь и мужчины постарше обращаются с новообразованиями, инфекциями, передающимися половым путем, камнями в почках, проблемами сексуального плана и другими.

    — Вы специалист узкого профиля, к которому записываются заранее?

    — Мы говорим о поликлинике?

    — Естественно.

    — Принимаю по талонам. У нас урологическая помощь плановая, прежде чем попасть к врачу, надо немного подождать. Летом пациентов меньше, талоны берут «сегодня на сегодня».

    — Какую урологическую помощь в поликлинике могут оказать пациентам?

    — Различную, в том числе хирургическую. В поликлинике два уролога. Выполняем малые операции, например удаление бородавок в паховой области. Лишнее надо удалить красиво. Мы стараемся аккуратненько вырезать новообразование, благо владеем методиками, имеем соответствующее оборудование. Перед процедурой пациент сдает анализы здесь же, в поликлинике. По медицинским показаниям выполняем обрезание. В нашей поликлинике есть отделение дневного пребывания, где после малой операции можно отдохнуть под медицинским наблюдением столько, сколько надо. Если все хорошо, пациент идет домой, завтра — на прием к врачу, контрольный осмотр. Это хирургия одного дня.

    Делаем пункционную биопсию простаты под контролем УЗИ для ранней диагностики заболеваний предстательной железы, выполняем цистоскопические операции… (Цистоскопия — один из основных методов диагностики новообразований и других болезней мочевого пузыря. — Прим. авт.)

    — В поликлинику обращаются мужчины с проблемой бесплодия?

    — Конечно, консультирую их. На базе поликлиники многие диаг­нос­ти­чес­кие обследования, необходимые в этом случае, не делают, зато их выполняют в Городском центре планирования семьи (роддом № 2) или в РНПЦ «Мать и дитя». Зачастую люди не владеют этой информацией.

    — Вернемся к андрологам. В каких государственных учреждениях здравоохранения принимают такие специалисты?

    — В РНПЦ «Мать и дитя», ­19-й центральной районной поликлинике, где организован Городской андрологический кабинет. И на этом, наверное, все. На двухмиллионный город врачей-андрологов раз-два и обчелся, мы все друг друга знаем, осталось только взяться за руки и сфотографироваться.

    Надо развивать это направление в медицине. На раскачку потребуется время. Но если создадим сеть специализированных кабинетов сегодня, завтра туда пойдут пациенты. Тут как с УЗИ — ультразвуковым исследованием. Лет 15 назад это направление для многих пациентов было в диковинку. Приходилось подолгу объяснять, что это такое. По ходу разговора нас спрашивали: «А это не больно? Меня будут облучать? Я не умру?» Сегодня только ребенок не знает, что такое УЗИ. И уговаривать сделать обследование никого не приходится.

    Автор: Ольга ГРИГОРЬЕВАМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)