29 Марта, 2024 Пятница

Домик окнами в сад…

  • 23 февраля 2018 Общество Русский 0

    В жизни нередко случается, когда еще вчерашнее уютное, наполненное добрыми голосами жильё сегодня становится, как человек, одиноким и никому не нужным. На официальном языке это звучит грустно – бесхозяйное имущество. И вот уже это имущество создает неудобства другим людям, портит вид соседской ухоженной территории, наконец, может стать небезопасным для окружающих. Городская власть серьезно взялась за наведение порядка в этом деле.

    Бесхозяйное имущество

    Процесс выявления пустующих и ветхих домов в городе начался в 2013 году. На 1 ноября 2016 года таких строений в Барановичах насчитывалось 23. А уже в конце ноября того же года городской исполнительный комитет впервые вынес решение о признании бесхозяйными двух жилых домов, расположенных по адресам: 3-й переулок Тавлая, 4 и улица Тенистая, 35.

    В статусе бесхозяйных домо-владений, поставленных на учет, они находились до 1 ноября 2017-го.

    – Год законодательство даёт для того, чтобы откликнулись владельцы этих строений, – отмечает начальник юридического отдела Барановичского горисполкома Инна Долмат. – Если за указанное время никто не отзовется, горисполком обратится в суд с заявлением о признании домовладений бесхозяйными. И только после такого решения суда права собственности на эти жилые дома перейдут городу. А уже затем местная власть решит, как поступить с имуществом: выставить на аукцион, снести и т.д.

    Годовая передышка принесла свои плоды: заброшенное строение на улице Тенистой, 35 решением суда признано бесхозяйным. Объект, некогда бывший жилым домом, не был зарегистрирован в Барановичском агентстве по недвижимости и земельному кадастру, и многочисленные запросы, обращения заинтересованных городских служб во все инстанции, опросы соседей, объявления в газете «Наш край» успехом не увенчались. Теперь в проектном институте «Брестгипрозем» изготавливаются правоустанавливающие документы на земельный участок, чтобы затем поставить его на баланс ЖРЭУ. А разрушенное строение пойдет под снос.

    Оптимистичнее  оказалась история с другим имуществом, по 3-му переулку Тавлая, 4.

    – Мы отправили запрос в нотариальную контору о том, оформлял ли кто-нибудь  после смерти прежних владельцев наследственные дела на этот дом, – рассказывает Инна Долмат. – Оказалось – наследник есть. Мы нашли этого человека. И к этому моменту он уже оградил территорию домовладения.

    Официальный статус бесхозяйных получили и два гаража в Южном микрорайоне, на улице 50 лет ВЛКСМ. Один, под номером 62, в 10-м блоке, уже пойдет с аукциона: все документы изготовлены и переданы в управление экономики горисполкома. Другой, в блоке 10ж, ждет юридического оформления, после чего тоже будет выставлен на торги.

    А в управлении экономики горисполкома как бесхозяйные числятся еще четыре гаража. В феврале истекает год с момента постановки их на учет. За это время никто не откликнулся, чтобы признать своё право на данное имущество. Поэтому документы на гаражи будут передаваться в суд. Только суд как последняя инстанция может вынести решение о признании имущества бесхозяйным.

    Вообще процесс признания имущества бесхозяйным либо наследства выморочным – когда оно зарегистрировано  в Агентстве по недвижимости и земельному кадастру, но собственник умер, очень непростой и крайне щепетильный. Например, даже после того, как прошел год и документы передаются в суд о признании имущества бесхозяйным, в суд непременно вызываются свидетели (если таковые есть), соседи.

    – Мы очень тщательно прорабатываем ситуацию по каждому адресу, – поясняет начальник юридического отдела горисполкома. – В суд правомочен обращаться только местный исполком. Поэтому мы детально аргументируем позицию городской власти, предоставляем полученные сведения. Ведь дело связано с  чужой собственностью, и нужно быть крайне аккуратным, чтобы не навредить. Но и оставить это имущество так, как есть, нельзя – во всем должен быть порядок.

    В поисках собственников либо наследников задействованы специалисты многих городских служб: юридический отдел действует совместно с управлением архитектуры и градостроительства, землеустроителями, управлением экономики, ЖРЭУ. На помощь городской комиссии приходят нотариусы, работники загса, агентства по недвижимости и земельному кадастру, сотрудники милиции – объем собираемой информации очень обширный.

    Когда наследство – выморочное

    …Наше журналистское расследование начинаем с улицы Калинина. Сегодня это уже центр города. Редакционный автомобиль въезжает в район симпатичной индивидуальной застройки. Аккуратные, ухоженные подворья, добротные дома. И вдруг среди этого благополучия выныривает хибара-развалина. «Ужас», – не может скрыть эмоций наш фотограф Борис Новогран. А у меня от увиденной картины сжалось сердце. Когда-то ведь и здесь была жизнь. В конце заброшенного земельного участка площадью в шесть соток виднеется покосившийся туалет. Значит, в доме не было удобств. Но ни одного человека на улице не видно, никто не расскажет, кто жил в 62-м доме.

    В конце 2016 года суд признал это домовладение выморочным наследством, то есть зарегистрированным в Агентстве по недвижимости и земельному кадастру. Оно принято в коммунальную собственность – передано на баланс ЖРЭУ, правоустанавливающие документы на земельный участок уже изготовлены и находятся на регистрации. А затем будет решаться дальнейшая судьба этого, уже коммунального, имущества.

    Не первый год на улице Колхозной стоят руины сгоревшего дома под номером 32. Каждый раз, проходя мимо, задавала вопрос: «Сколько же он будет «украшать» интенсивную городскую магистраль? Почему объект стал пристанищем для асоциальных личностей и никто этого не замечает?» Замечают. Еще в 2013 году специалисты управления архитектуры и градостроительства стали разбираться в его истории. По информации тогдашнего начальника управления Леонида Сушко, в пожаре погибли хозяева дома. А право на разрушенное имущество сохранялось за несовершеннолетним членом семьи. На данный момент идет сбор документов по этому объекту. Мы выяснили у начальника Барановичского агентства по недвижимости и земельному кадастру Сергея Старовойтова, что у пепелища имеется два совладельца. Так что заинтересованным специалистам еще придется потратить немало сил, чтобы разыскать наследников бывшего домовладения и окончательно определить его статус.

    У некоторых бросовых домовладений, которые суд признает выморочным наследством, имеются предполагаемые наследники. Но нередко бывает, что они  отказываются оформлять свои права на данное имущество, не желают вступать в наследство. И тогда имущество переходит в коммунальную собственность и уходит с аукциона.

    Долго оставался никому не нужным дом № 24 во втором переулке Вильчковского. Ветшал. Разрушался. Но вдруг в процессе поисков обнаружилось, что у умерших владельцев имущества есть внучка. Правда, внучке дом своих предков оказался не нужным. Тем не менее она вступила в наследство уже через суд, а затем имущество продала. А новый владелец построил на участке симпатичный дом. Мы своими глазами увидели, какие теперь здесь порядок и красота, и душа порадовалась.

    Останавливаемся у небольшого домика по 3-му переулку Кленовому. Если бы не бурьян вокруг четвертого домовладения, можно подумать, что оно жилое. Домишко еще не успел обветшать и сгорбиться. Увидев на нечетной стороне улицы мужчину, направляемся к нему. Не называя своё имя, горожанин охотно рассказывает, что в доме № 4 жил одинокий мужчина, два года назад он умер. С тех пор домик и остался в одиночестве.

    И тут сосед вспомнил, что у умершего мужчины имеется сын, который вроде и претендует на имущество.

    Этот факт подтверждает Инна Долмат.

    – Да, в горисполком обратился совладелец умершего владельца 4/11 доли данного домовладения, который претендует приобрести это имущество. Сейчас в проектном институте изготавливаются правоустанавливающие документы на земельный участок. После их регистрации будет проведена оценка наследуемого имущества в Агентстве по недвижимости и земельному кадастру, чтобы затем продать его с аукциона. При этом претенденту-совладельцу будет дано первоочередное право приобрести имущество.

    Роскошные пионы во дворе

    Есть совладельцы и у половины разрушенного дома на улице Санковского, 7. Пока специалисты «Бресгипрозема» заняты изготовлением государственного акта на землю вымороченного наследства, они с нетерпением ждут окончания оформления документов, потому что по закону имеют первоочередное право на его приобретение, правда, с аукциона.

    – С этим домом у нас связаны самые светлые воспоминания, – говорит Ольга Коршун, которая живет во владении по соседству, сзади разрушенного имущества. Получается, что у её нынешнего жилища  – такой неприглядный фасад. – Мы с мужем были молоды, только поженились и жили в одной половине дома №7 на улице Санковского. А другую половину занимала пожилая чета. И бабушка, и дедушка были очень приветливыми, доброжелательными, у нас с ними сложились очень хорошие отношения. Они хоть и старики были, но содержали в порядке и дом, и прилегающий участок. Во дворе поздней весной благоухали роскошные пионы. А какую они желтую малину выращивали! Эти пионы и малину я и сегодня помню.

    А потом один за другим старики ушли из жизни, и их полдома заняли наследники, которые оказались не очень благополучными. Дошло до того, что владельцы топили печку в одной комнате, разбирая на дрова другую. А потом и вовсе исчезли. Дом состарился, обветшал, перекосился, разрушился. И теперь немым укором стоит впереди построенного домовладения семьи Коршун.

    – Вот бы снести эту развалюху, – мечтает Ольга Григорьевна, – я люблю розы и на этом месте высадила бы любимые цветы.

    Скорее всего, её планы сбудутся. В отличие от другой женщины, которая, увы, претендовать на половину довольно симпатичного дома на улице Пролетарской, где она жила, не может. Горожанка в седьмом домовладении была зарегистрирована, но с владельцем дома её связывали не официально семейные узы, а сожительство. И когда тот умер, гражданская жена никаких юридических прав на наследство не смогла предъявить.

    Вот почему дом №7 на улице Пролетарской будет переведен в коммунальную собственность. Сейчас оценивается стоимость жилья, а затем оно будет выставлено на торги.

    Надо полагать, более благополучную судьбу уже обрело выморочное наследство на Лисина, 23 – у половины этого имущества новый владелец. Так же, как и у квартиры 27 в доме № 5 в микрорайоне Тексер. Формируется земельный участок для продажи с аукциона по адресу: Дорошевича, 23б, на котором домовладение сгорело.

    Кажется, чего проще – выявить бросовый дом. Но довести до ума начатое дело по возрождению жизни на заброшенном участке – серьезная и долгая работа. Но зато какая, на мой взгляд, благородная и благодарная.

    Автор: Светлана ГИЛЬНаш край
    Теги: 

Комментарии (0)