29 Марта, 2024 Пятница

Сам себе продавец

  • 02 марта 2018 Общество Русский 0

    Когда-то мастеров кузнечного дела освобождали от налогов, потому как без их помощи не обходилась ни одна семья на селе. Барахлит мельница — к кузнецу, тот починит. Вылетела скоба из дверного замка — к нему же, не откажет. Смастерить карету или плот — снова по известному адресу.

    При царях кузнецов не брали в рекруты, они ведь оружие ковали — занимались делом государственной важности. А во время войны этим высококлассным специалистам выдавали бронь. Словом, были уважаемыми людьми.

    Казалось бы, нынче нелегкому ручному труду дается такой же зеленый свет: регистрируйся в налоговой как ремесленник и твори себе на здоровье. Те, кто неглубоко в теме, могут позавидовать этим счастливчикам, сумевшим превратить хобби в работу. Но не тут-то было.

    Указ — не приказ

    В Могилеве, по мнению мастеров, до сих пор не в полной мере реализован Указ Президента №364 от 9 октября 2017 года «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности». В документе четко сказано, что «ремесленники вправе реализовывать изготовленные ими товары на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах». Призыв отвести мастерам точки для торговли могилевские чиновники по неизвестным причинам игнорируют. Не дождавшись шага навстречу, мастера разворачивают торговые ряды там, где им удобно, но уже через полчаса, гонимые милицией, вынуждены их сворачивать. И если у мастериц, которые занимаются изготовлением украшений, на экстренную упаковку браслетов и бус по сумкам уходит от двух до пяти минут, то у местного кузнеца Марата Статуева на загрузку фургона своим увесистым и объемным металлодекором уходит час. Вдогонку тут же летят угрозы об административном штрафе.

    В процессе сборов кузнец о многом успевает подумать. Например, как дальше жить, если все условия для творчества созданы, но нет возможности заработать своим трудом на хлеб?

    Энтузиазм в помощь

    От безысходности Статуев вынужден давить на газ и гнать свой микроавтобус до приграничных российских городов. На удивление, в Смоленске, Пушкине, Вязьме выбивать место под солнцем не приходится. Представляешь необходимые документы, подтверждающие твою принадлежность к белорусским ремесленникам, и законно продаешь свои изделия. За долгое время вынужденных скитаний у кузнеца появились постоянные покупатели, искренние ценители его мастерства. Правда, в большинстве своем — это жители России.

    Трудности только закалили Марата, он и дальше с не меньшим энтузиазмом стучит по наковальне. Привел в мастерскую и сына Эдгара: парню всего восемнадцать, а владеет практически всеми навыками. В будущем — достойная замена отцу. Сейчас Статуев-старший работает в уединенной избушке могилевского этнографического комплекса «Зеленая роща», параллельно и в собственном доме доделывает интерактивную кузницу. Скоро всех желающих начнет безвозмездно обучать кузнечному делу. Болеет он им — в хорошем смысле.

    — Хочу, чтобы это искусство, не идущее ни в какое сравнение со штампованными китайскими товарами, досталось в дар следующим поколениям, — заявляет кузнец. — Не страшно, что кто-то тебя не оценил, важно самому знать, кто ты такой и на что способен. В одном я точно уверен: сделанные мною вещи — качественные и добротные, хоть по наследству передавай.

    Дело частное — польза общая

    Заботясь о своих интересах, Статуев не забывает и об областном общественном объединении могилевских ремесленников «Шчырая майстэрня». Уверяет, что три десятка человек с нетерпением ждут, когда городские власти повернутся к ним лицом.

    Например, мастер по изготовлению изделий из кожи и меди Светлана Лебедева признается, что в областном центре непросто реализовывать свои изделия. Интерес к ручной работе у могилевчан не настолько велик, как хотелось бы. Тому множество причин: от уровня благосостояния граждан до возможности беспрепятственно приобретать самодельные товары. Мастерам приходится платить владельцам частных магазинчиков за полки на витринах. Дело это нестабильное, ведь в Могилеве за последние два года помпезно открылись и тихо закрылись по причине нерентабельности две сувенирные лавки.

    Ремесленникам также необходимо быть воплощением массы профессиональных качеств: сам себе и дизайнер, и снабженец, и маркетолог, и продавец… Да еще и учитывать потребности покупателей: творить согласно финансовым возможностям и эстетическому вкусу большинства.

    — Лично у меня нет необходимости торговать на улице, потому как постоянные покупатели знают, где меня найти и как приобрести сделанные мною украшения, — говорит Светлана Лебедева. — Но если придется, вряд ли мой «выход в свет» не будет иметь последствий. Буквально прошлым летом имела неудачный опыт. Нас дважды выгоняли, когда мы с мастерами торговали на пешеходной улице Ленинская, напротив торгового центра «Алиса». Милиционеры потребовали официальные документы, разрешающие торговлю. Их у нас нет — пришлось быстро отступать. В такие минуты чувствуешь себя городским скоморохом. Во время массовых гуляний, встреч иностранных делегаций и демонстрации своего искусства мы — в почете. В обычные будние дни — не у дел. А ведь творчество для многих из мастеров — единственный доход.

    Заранее о деталях

    Председатель общественного объединения могилевских ремесленников «Шчырая майстэрня» Алла Смолякова, безусловно, поддержала общий порыв своих коллег, но все-таки на сей счет поделилась некоторыми опасениями. Допустим, чиновники все же выделят определенное место для торговли, в таком случае кто из мастеров возьмет ответственность за его содержание? Потому как площадку на открытом воздухе следует соответствующе оформить — для этого потребуются деньги. А если отведенное место окажется помещением под крышей, то и вовсе самим мастерам придется похлопотать об оплате коммунальных услуг… В общем, эти детали стоит оговорить заранее.

    — Когда-то у могилевских ремесленников была своя площадка для торговли: изолированное помещение в 56 кв. м на улице Болдина, — рассказывает Алла Смолякова. — Но его отдали под выставочный зал в пользу Белорусского Союза художников. Объяснили это отсутствием у наших мастеров юридического статуса: на тот момент «Шчырай майстэрні» еще не существовало. Теперь, когда наше объединение насчитывает более 25 человек, мы не откажемся от определенного места, где нам разрешат организовать выставку с возможностью продажи изделий и проводить обучающие мастер-классы. Но одно из условий — чтобы располагалось оно не в спальном районе, а ближе к центру города. Там, где народные промыслы можно демонстрировать как национальное достояние большому количеству людей: и своим, и приезжим.

    Площадки — через аукцион

    Ситуацию прокомментировала Анна Цумерова, заместитель начальника управления экономики Могилевского гор­исполкома:

    — В Указе №364 ничего не сказано по поводу предоставления государственных площадей для реализации сувенирной продукции безвозмездно. Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 года «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» утвержден перечень юридических и физических лиц, которым государственное имущество предоставляется в пользование безвозмездно. На сегодняшний день ремесленники не включены в этот перечень, то есть им предоставить торговую площадь можно только на условиях аренды.

    Всего под реализацию ремесленной продукции в Могилеве будет предложено 15 открытых площадок в центральной части города, в том числе по пять в сквере 40-летия Победы, возле торгового центра «Алиса» на ул. Ленинской и в парке Горького. Безусловно, наибольшим спросом пользуются места на пешеходной улице Ленинская. Желающих торговать там очень много, поэтому чтобы у всех были равные, единые условия, в апреле будет проведен аукцион по продаже права аренды каждого торгового места, в котором любой желающий реализовывать ремесленную продукцию может принять участие. Начальная цена права аренды таких площадок составляет около 15 руб.

    Кроме того, на сегодняшний день на сайте горисполкома размещена информация о помещениях, предлагаемых в аренду, в отношении которых любой желающий может подать заявление арендодателю, указанному в этой же информации, и открыть магазин либо мастерскую, через которые в том числе реализовывать сувенирную продукцию. Законодательство предоставило всем ремесленникам право осуществлять торговлю собственной продукцией прямо в мастерской.

    Хочется надеяться, что эти меры помогут ремесленникам решить проблему и вместо противостояния сторон придет нормальный процесс сотрудничества.

    Автор: Виктория СидельниковаМогилевская правда

Комментарии (0)