28 Марта, 2024 Четверг

По преступным следам...

  • 07 марта 2018 Общество Русский 0

    Корреспондент «Зари» заступила на дежурство вместе с экспертами-криминалистами Брестского межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз.

    «Руками ничего не трогать, эмоционально не разговаривать – иначе на изъятых на месте происшествия предметах появятся посторонние следы», – проводит для меня вводный инструктаж начальник межрайонного отдела Василий Жулего, радушно приглашая провести трудовой день на новом рабочем месте и приобщиться к деятельности специалистов, от профессионализма которых во многом зависит оперативность раскрываемости преступлений в областном центре, а также в Брестском и Жабинковском районах.

    Каждое утро на дежурство по брестским городским и сельским районам заступают четыре эксперта. Выехать в любое время они готовы по звонку и после рабочей смены. Причем количество выездов не зависит ни от праздников и выходных, ни от сезона: бывает, за сутки всего два на четверых, а случается – и по пять на каждого. Чаще всего беспокоят из-за краж.

    День начинается с инструктажа. Каждый докладывает начальнику о вчерашних выездах. Выезжать пришлось девять раз: три кражи мобильных телефонов, повреждение лобового стекла автомобиля, из магазина похитили корзинку с продуктами питания, из квартиры при неизвестных обстоятельствах исчезла сумма в рублях и долларах, вышел из дома и не вернулся человек… Далее – блиц-экзамен на знание нормативно-правовых актов. И – проверка «боеготовности».

    В специальном чемоданчике – все необходимое: всевозможные порошки, линейки, пинцеты, ножницы, рулетки, штангенциркуль,  фонарик, лупа и даже компас. Одним словом, на все случаи жизни, чтобы собрать действительно неопровержимые улики, ведь в суде заключение эксперта зачастую служит главным доказательством виновности или невиновности человека.

    Основная работа экспертов – это производство экспертиз, выезды на осмотр места происшествия, ведение криминалистического учета. Здесь проводят все основные виды криминалистических экспертиз. Их семь: дактилоскопическая (следов пальцев и ладоней рук), трасологическая (следов зубов, обуви, колес, орудий взлома, повреждений одежды, идентификационных номеров автомобилей и т.д.), баллистическая (огнестрельного оружия, пуль, гильз), холодного оружия (ножей, кастетов, арбалетов и проч.), почерковедческая, портретная, техническая экспертиза документов (в том числе дензнаков). Каждая важна и сама по себе, и в совокупности. Метод дактилоскопии в арсенале криминалистики остается основным – он дает безошибочные результаты при идентификации человека, поскольку у каждого рисунок отпечатка пальцев индивидуален и не может совпадать ни с чьим другим. Самый распространенный вид – трасология. Наиболее сложный – исследование почерка. Не меньше скрупулезности требует и экспертиза портретная.

    Заместитель начальника межрайонного отдела Федор Трофименко рассказывает:

    – Мужчина уехал в Россию и пропал. У нас имелась его фотография. Примерно в это же время в Ивановской области обнаружили неустановленный труп. Неизвестным он оставался почти 10 лет. Сложно было узнать в заросшем солидной бородой человеке пропавшего, но все-таки удалось установить, что это одно и то же лицо.

    Рассказывают собеседники и историю даже несколько курьезную: при пересечении границы гражданином одного из государств Африки у пограничников появилось подозрение, что паспорт у него чужой. Эксперты подтвердили. А нарушитель поведал, что по этому документу по очереди в Европу съездило чуть ли не полдеревни. Расчет на то, что для европейцев представители негроидной расы практически все на одно лицо, до поры до времени оправдывался.  

    За прошлый год в брестском межрайонном отделе проведено 2303 осмотра – почти на 400 больше, чем в предыдущем. Правда, это отнюдь не значит, что криминогенная ситуация у нас становится хуже. Наоборот. Дело в том, что экспертам приходится выезжать и на осмотр трупов умерших естественной скоропостижной смертью, и по сигналу о пропаже денег, которые потом вдруг находятся.

    На одном из таких выездов в квартире искали довольно приличную сумму – полторы тысячи долларов. Проверили шкафы, шуфлядки, диваны. Тщательно провели осмотр места происшествия, изъяли все возможные следы. А когда уже закончили работу, оперативнику пришло в голову открыть морозильник. Там и нашлись купюры, завернутые в целлофановый мешок. Кто-то от кого-то их там спрятал, да и забыл.

    Однажды бабушка вызвала милицию по поводу кражи денег. И, чтобы не стыдно было встретить людей, в ожидании следственно-оперативной группы решила навести в квартире порядок: протереть пыль, помыть пол. Конечно, никаких следов преступника специалисты не обнаружили. «Я же не знала, что ничего трогать нельзя», -– развела руками женщина.

    Прежде чем проверить комплектность чемодана, Андрей Понятовский предлагает мне оценить его на вес. Однажды еле приволокла домой купленный оверлок в 16 килограммов – так серебристого цвета чемодан с надписью на «борту» «Судовая экспертыза» примерно в той же весовой категории. Без него эксперт-криминалист – как без рук. Все необходимое для работы у дежурного всегда должно быть под рукой. Максимальная готовность в любой ситуации.

    Порошки для обработки поверхностей на наличие следов, кисточки – обычная и магнитная, стандартный набор для дактилоскопической, биологической экспертизы, специальные пакеты различного объема для упаковки вещдоков, в том числе для безопасной перевозки ножей. Перчатки, бахилы… Баллончик лака для волос. Ничего сверхъестественного в данном джентльменском наборе – лак нужен для фиксации отпечатков следов на сыпучей поверхности. Он поможет стабилизировать рельеф, скажем, на высохшем песке. Потом можно сюда залить гипс и сделать слепок. Кстати, гипс в стратегический набор чемоданчика не входит – этот килограмм нужно дополнительно прихватить с собой.

    – Эксперт всегда выясняет цель вызова, – уточняет сегодняшний дежурный Андрей Понятовский. – Если он едет в сельскую местность или частный сектор города, где могут быть и следы обуви, и следы транспортных средств, он всегда берет с собой гипс. Когда же это квартира в многоэтажном доме – изъятие следов будет проводиться скорее всего при помощи порошков и специальных пленок.

    По возвращении с места происшествия, отработав его от точки входа до точки выхода, привезенные вещественные доказательства эксперты тщательно исследуют – ведь на самом осмотре многое не так уж и очевидно. Потом по ним сотрудник правоохранительных органов назначает экспертизу, которую здесь и проводят.

    С утра Андрей Понятовский сличает снятые на месте преступления следы пальцев с отпечатками возможного преступника. От работы, требующей предельного внимания, отвлекает звонок.

    Первый выезд – в одну из деревень Жабинковского района: мужчина залез в пустующий дом. Злоумышленник задержан, явного криминала не замечено – все заготовленные дачниками соленья-варенья на месте. Уже на месте выясняется, что человека выгнала из дома жена, и он всего лишь искал место для ночлега.

    Андрей изучает цилиндровый механизм замка, изъятый в ходе осмотра по факту кражи, – женщина в годах пожаловалась милиции, что злоумышленники подменили люстру в зале и ее собственные сапоги. Признаков взлома нет – все чисто. И кражи, получается, нет. Выясняется – это сфера заботы органов здравоохранения. 

    Олег Воробьев разрешил мне подержать в руках увесистую пачку денег примерно в 80 тысяч евро, которые на исследование попали по запросу таможни. Интурист задекларировал только половину, а сзади за поясом таможенники обнаружили еще столько же. Скорее всего задекларированная сумма вернется хозяину, остальные деньги будут направлены в доход государству. Экспертом установлено, что деньги – не фальшивые, а их владелец всего лишь хотел купить пару домиков на колесах

    На улице Мопра вскрыли гараж. Едем туда. Похитили компьютер, пылесос, компрессор другие орудия труда. Александр Кивачук предположил, что ключ от гаража  хозяин накануне оставил в замке, вот злоумышленник и совершил кражу. Но все версии будут проверены, а следы преступления тщательно изучат эксперты.

    Мое дежурство на этом заканчивается, а сотрудникам следственно-оперативной группы еще предстоит завершить все необходимые процедуры на месте.

    Автор: Ирина ОРЛОВАЗаря
    Теги: 

Комментарии (0)