23 Сентября, 2018 Воскресенье

Тачки на приколе. Что делать с "гостиницами" для бесхозных авто?

  • 13 марта 2018 Общество Русский 0

    Во дворах больших городов можно найти автомобили, которые месяцами, а иногда и годами не трогались с места. Они занимают парковочные места, мешают проезду и, на глазах превращаясь в хлам, попросту портят внешний вид. Вместе с сотрудниками гомельской ГАИ корреспондент «Рэспублікі» разыскивал брошенные авто и разбирался в нюансах проблемы.

    Застывшие у «Северного»

    На ревизию дворовых территорий отправляюсь вместе с инспекторами батальона дорожно-патрульной службы УГАИ УВД Гомельского облисполкома Сергеем Васильчуком и Андреем Бейнаровичем. Района с повышенной концентрацией ненужных авто в городе нет. Ситуация примерно везде одинаковая. Реже они попадаются разве что в новостройках. Новые дома, новые жители и относительно молодой автотранспорт.

    Направляемся в микрорайон Сельмаш. Проезжаем несколько дворов по проспекту Космонавтов и улице Б. Царикова. Пока ни одна из припаркованных машин не вызывает подозрений. Но возле универсама «Северный» внимание привлекает ряд авто, в котором два заметно выделяются. Снежные шапки на их крышах гораздо выше. Еще один признак очень долгой стоянки — совершенно сухой асфальт под днищем. Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять: машины оставили здесь еще до того, как выпал снег.

    Подходим к бордовым «Жигулям» — номерной знак имеется лишь сзади. Сергей Васильчук достает служебный планшет и находит информацию в базе данных. Выясняется, что владелец перерегистрировал машину на своего сына.

    — Отсутствие номера спереди о чем-нибудь говорит? — пытаюсь включить «детектива» и я. — Может, украл кто-то?

    — Необязательно, — возражает инспектор. — Хозяин мог сам его снять, чтобы не свинтили. К тому же машина может быть снята с учета без выдачи транзитных номеров. Вариантов — масса.

    Переходим к «Опелю», на котором номерных знаков нет вообще. Зато на кузове раскраска фирмы-такси. Хотя последнего пассажира эта «карета» возила очень давно.

    — Если бы где-то во дворе стояла, однозначно бы зафиксировали и написали рапорт, — Андрей Бейнарович разъясняет нюансы. — Но сейчас она никому не мешает, стоянка в этом месте не запрещена, и с точки зрения ПДД нарушения нет.

    Не возникает претензий и у дирекции магазина. Подъезд для разгрузки товаров находится с другой стороны.

    Люди видят

    Когда уже собираемся уезжать, подходит женщина с собачкой:

    — У нас во дворе такая машина больше года стоит — там, за 12-м домом, посмотрите.

    Проехав, действительно обнаруживаем черный БМВ без номеров. А во время визуального осмотра к инспекторам подходит мужчина. Непрестанно щелкая семечки, интересуется происходящим. Узнав, в чем дело, утверждает, что видел, как «бумер» ставили на это место месяц назад:

    — У меня у самого такая же «бэха», тоже во дворе стоит. Недавно письмо пришло, чтобы убрал. Потому что, мол, без техосмотра и я ее не эксплуатирую. Ну, я на ней реально не езжу, но с какой стати должен убирать?

    Далее словоохотливый гражданин признается, что вообще-то машину продал. Правда, в ГАИ она по-прежнему числится на нем. Поскольку покупатель, получив ключи и документы, не спешит отдавать деньги.

    — А вы в курсе, что «письма счастья» будут к вам приходить? — Сергей Васильчук прогнозирует возможные последствия странной сделки. — А если вдруг этот человек совершит ДТП, придется доказывать, что вы там ни при чем. Был такой случай, и суд принял решение о взыскании ущерба в солидарном порядке.

    — Тогда и в тюрьму сядем в солидарном порядке, — автовладелец не теряет оптимизма и чувства юмора. — Кстати, через двор тут машина с минскими номерами вообще лет семь стоит. Так ее почему-то не вывозят, а мне вот письмо прислали.

    Получив информацию, осматриваем еще один автомобиль. Приспущенные колеса указывают на то, что несколько сезонов он стоит неподвижно. Инспекторы пробивают информацию по базе данных. Последнее нарушение ПДД было совершено на нем еще в 2012 году. Капитан Бейнарович фотографирует транспорт на телефон. Скоро с его владельцами свяжутся.

    Взять и убрать

    Чаще всего ненужные авто оставляют во дворах или возле магазинов. Иногда их используют бездомные в качестве «гостиниц» — как место ночлега. Нередко такие машины привлекают вандалов, поджигателей или воров. Кому-то понадобились зеркала, кому-то — колеса или крышка багажника. Поэтому кандидаты на утилизацию — машины с видимыми повреждениями. Обнаружив такой автомобиль, инспекторы ГАИ делают фото и пишут рапорт. Затем владельца письменно призывают убрать неэксплуатируемый транспорт. Параллельно информацию получают коммунальщики. В последующем, при отсутствии реакции владельцев, автомобили будут эвакуированы, а еще через определенное время отправлены на утилизацию.

    — С начала года автовладельцам направлено уже более 30 уведомлений, — приводит цифру командир роты батальона ДПС УГАИ УВД Гомельского облисполкома Сергей Бондаренко. — В большинстве случаев предупреждения действуют. Хозяева транспорта находят для него более подходящие места. Исключения составляют форсмажорные обстоятельства. Иногда выясняется, что владелец, к примеру, сидит в тюрьме, серьезно болен или вовсе умер.

    Процедура признания автомобиля бесхозным дело не одного дня. Все правовые нюансы прописаны в Указе Президента Республики Беларусь № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». Он действует с 2012 года. Однако сама проблема имеет хронический характер. И корни ее нужно искать в пресловутой ментальности, а именно в отношении владельцев к утратившей ценность технике. Кто-то тешит себя иллюзиями, будто намерен восстанавливать «корыто» или найдет на него покупателя. Кому-то и вовсе плевать на его дальнейшую участь. При том, что достаточно лишь пойти в ГАИ, снять автомобиль с учета и отвезти во «Вторчермет». Получив, к слову, деньги за сданный металлолом.

    То есть проблема решается просто: нужно только взять и сделать.

    Автор: Руслан ПролесковскийРэспубліка

Комментарии (0)