28 Марта, 2024 Четверг

Выжженные земли: не забыть, не простить

  • 21 марта 2018 Общество Русский 0

    Венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб и каждые полминуты над землей разносится ветром печальный «плач» колоколов-жаворонков. Хатынь. Один из самых известных и скорбных мемориальных комплексов Беларуси.  Завтра исполнится 75 лет с того страшного дня, когда каратели сожгли эту деревню, уничтожив практически всех ее жителей.

    В годы Великой Отечественной войны на территории нашей страны расстрелы и массовые экзекуции приобрели поистине огромные размеры, что должно было навести страх, подавить малейшие попытки сопротивления населения оккупационному режиму. Неимоверно жестокое уничтожение белорусов проводилось под циничным предлогом борьбы с партизанами.  Партизанское движение было удобной причиной для осуществления хладнокровно разработанного, целенаправленного плана геноцида.

    Хатынская трагедия

    Именно в тот роковой день 22 марта 1943 года партизанский отряд «Мститель» обстрелял роту 118-го украинского полицейского батальона. В результате был убит командир роты капитан полиции Ганс Вёльке, первый чемпион Берлинской Олимпиады 1936 года в толкании ядра, а также два украинских полицейских офицера и один рядовой полицейский.

    Фашистские пособники вызвали на подмогу эсэсовский спецбатальон штурмбаннфюрера Оскара Дирлевангера. Пока тот ехал из Логойска, была арестована, а через некоторое время расстреляна группа местных жителей — лесорубов.

    К вечеру того же дня каратели по следам партизан вышли к деревеньке Хатынь. Когда все население деревни было согнано в сарай, каратели обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Под напором человеческих тел не выдержали и рухнули двери. Охваченные огнем люди кинулись бежать и тут же попали под перекрестный огонь карателей.

    Погибло 147 человек, из них 75 детей, младшему из которых было 7 недель. Двое детей из находившихся в сарае остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем Хатынской расправы стал 56 летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.

    «Сестры» огненной деревни

    Широкий размах карательные операции приобрели еще в 1942 году. Против партизан и населения было проведено 65 различных операций, в которых принимали участие военные силы от батальона до нескольких полков и дивизий.

    Не минула беда и Быховский район. Судьбу Хатыни, например, разделили деревни Красница, Студенка и Золотое Дно. Здесь ежегодно у мемориальных комплексов проходят митинги-реквиемы в память сожженных сельчан и погибших воинов Красной Армии.

    Из протокола допроса свидетеля В.Т. Годунцова о сожжении немецкими оккупантами деревень в Быховском районе:

    В последних числах января 1944 г., находясь возле деревни Езва на расстоянии 2 км, при обходе немцами моего отряда, с таковыми мне пришлось вступить в бой, в результате чего я со своим отрядом после боя отошли с опушки леса вглубь леса до 2 километров, вследствие превосходящей численности сил противника.  Деревня Езва в то время была полностью сожжена немцами, где уничтожено свыше 50 домов. Кроме того, немцами были сожжены и уничтожены деревни: Тартак с 25 домами, Вязьма – со 150 домами, Городец – из 200 домов и ряд других деревень.  В деревне Городец было зверски замучено и сожжено ряд мирных граждан, а из них большая часть во время репрессий разбежалась…».

    Нужно это не мертвым

    20 ноября 1945 года высшие государственные и военные деятели фашистской Германии предстали перед Международным Военным трибуналом. Нюрнбергский процесс разоблачил сущность фашизма. Значительное место в обвинении занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных на территории Беларуси.

    В нашей стране на протяжении трех лет оккупации немецкими захватчиками были сожжены 9200 сел и деревень. Причем 5295 из них фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения.  Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» стали 2 млн. 230 тыс. человек. Согласно уточненным данным погиб каждый третий житель синеокой.

    17 января1966 года Президиум ЦК КПБ принял решение об установлении мемориальных знаков на месте сожженной деревни Хатынь — символа трагедии белорусского народа и открытии здесь филиала Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

    Памятником уничтоженным белорусским деревням стало «Кладбище не возрожденных деревень». На нем захоронены урны с землей 185 деревень Беларуси, разделивших судьбу Хатыни.

    На Быховщине полностью или частично сожжено восемьдесят шесть деревень и уничтожено более четырех тысяч человек. Потому важно сохранить в сердцах память о жертвах военного лихолетья. И эту память надо нести и передавать из поколения в поколение, чтобы потомки никогда не забывали огненных деревень.

    Автор: Сергей АНДРЕЕВМаяк Прыдняпроўя

Комментарии (0)