22 Июля, 2018 Воскресенье

Заметки путешественника

  • 11 июля 2018 Общество Русский 0

    Помнится, осенью 2016 года позволил себе мрачный прогноз: ситуация на туристическом рынке вряд ли улучшится, если не предпринять кардинальных мер. Написать об этом тогда заставила череда скандалов с турфирмами «Аврора тур» и «Оушен Тревел», «СТС Вояж» и «Буоно Тревел».

    Случаи как под копирку: люди целый год копят на отпуск, отдают свои деньги туристическим компаниям, а в итоге остаются и без отдыха, и без средств. Буквально следующим летом это невеселое пророчество подтвердилось — на этот раз свои обязательства перед туристами не исполнили фирмы «Дром–тур» и «Калипсо–тур». Опять десятки пострадавших, занятых обиванием судебных порогов в попытках вернуть хотя бы деньги, раз уж отдых безвозвратно сорвался...

    В этом году немного изменилась подоплека скандалов, хотя их последствия прежние: опять множество людей остались сидеть на чемоданах, имея на руках оплаченные путевки. Разница лишь в том, что если раньше туристы становились жертвами прямого обмана, то теперь их отдых похоронен под обломками внутрикорпоративных разборок туристических и авиакомпаний. В одном случае бюджетные украинские перевозчики не нашли общего языка с турфирмами, в другом крупнейший оператор «Натали Турс» начал испытывать финансовые проблемы и внезапно аннулировал все свои туры, в третьем белорусская фирма «Скай Флай Тревел» объявила о невозможности исполнить обязательства по уже забронированным турам из–за сложных отношений с партнерами. Во всех этих ситуациях туристические предприятия не имели прямого умысла облапошить несчастных клиентов, но тем от этого не легче. Вместо долгожданного купания в теплых морях несостоявшиеся туристы вынуждены вникать в мутные механизмы компенсации. О возмещении морального ущерба за испорченный отдых никто и не заикается: хоть бы вернуть уже потраченные финансы.

    Думаю, если оставить все как есть, будет не лучше. Потому что никаких действенных рычагов воздействия на туристический рынок у государства не осталось. Под флагом либерализации турбизнеса была отменена обязательная сертификация услуг, а затем и лицензирование туристической деятельности. Эти серьезные послабления, призванные устранить давление на предпринимателей от туризма, были восприняты многими из них как путевка в безответственность. Где «все включено» — и вседозволенность, и безнаказанность. Еще десять лет назад турфирмы не осмеливались рисковать своей репутацией, потому что попутно могли потерять лицензию на работу и вообще покинуть рынок. Теперь не боятся: в самом худшем случае можно зарегистрироваться под другим названием и вновь записаться в реестр туристических предприятий. Который, как оказалось, отнюдь не является гарантией добросовестности: в нем значатся все фирмы, чьи туристы пострадали в этом году.

    Перспектив у нас три. Во–первых, люди, напуганные туристическими потрясениями последних лет, могут массово обратить внимание на зарубежных туроператоров. Во–вторых, даже наши ответственные фирмы, оставшись без клиентуры, переквалифицируются на продажу морковки, окончательно поставив крест на отечественном турбизнесе. И третий выход — навести наконец порядок, не ожидая новых неприятностей. Механизм прост: достаточно ввести в законодательство норму обязательного страхования ответственности туристического предприятия. Так, как каждый автомобилист страхует свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. И строго контролировать наличие такой страховки. Убежден, в этом случае белорусские туристы перестанут превращаться в заложников чужих бизнес–разборок или лакомый объект для аферистов. В худшем же случае без нервотрепки получат компенсацию, соответствующую не только материальным, но и моральным потерям.

     

    Автор: Роман РУДЬСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)