24 Апреля, 2024 Среда

Оглушающая тишина

  • 21 сентября 2018 Общество Русский 0

    Городскому жителю трудно абстрагироваться от шума. Предприятия, улицы, общественный транспорт создают фон, который дает передышку ушам только ночью. Однако для тех, кто живет вблизи особо активных участков железной дороги, и часы всеобщего покоя не гарантируют тишину. Движение поездов, формирование вагонов, громкоговорящая связь обостренно воспринимаются именно ночью. Реально ли совместить решение экономических задач и интересы здоровья?

    Спорные ситуации, навеянные жизнью у железной дороги, периодически выходят на поверхность в разных точках страны. Не так давно мы рассказывали о неприятных переменах в жизни коттеджного поселка Уютный под Минском, где спустя полвека простоя по железнодорожной ветке поехали товарные составы («Спасите наши уши», «СБ» за 9 августа). И вот очередное письмо в тему — из Гомеля от жителей улиц Старочерниговской и Кирова.

    В их дворовом пространстве станция Гомель–Сортировочная появилась не сейчас. Еще многих домов в здешней округе не было, а станция уже работала полным ходом. Среди «ветеранов» микрорайона — двухэтажка № 51 по улице Старочерниговской, которая возводилась как общежитие для путейцев. В наши дни железнодорожников в этих стенах не осталось. Да и сам дом из общежития трансформировался в двухэтажный дом с приватизированными квартирами. Те, кто в них теперь живет, крайне болезненно воспринимают шум сортировочной станции с горочной системой, расположенной в считаных метрах. Александр Щудло, владелец одной из здешних квартир, излагает суть проблемы:

    — Самое тяжелое — это ночь. Возвращаешься домой, чтобы отдохнуть после рабочего дня, а в итоге практически лишен такой возможности. Жильцам мешает даже не грохот грузовых вагонов, их торможение. Главная проблема — громкоговорящая связь, когда среди ночи переговоры работников станции через динамики разносятся на всю округу. 

    В Гомельском городском центре гигиены и эпидемиологии подтверждают, что проблема шума не надуманна. После того как жители домов на протяжении последних двух лет особенно настойчиво стали обращаться в разные инстанции — горисполком и облисполком, санитарная служба неоднократно проводила измерения уровней шума в квартирах. Большей частью они показывали превышение установленных санитарных норм. Уточняю в городском ЦГЭ:

    — И какой результат?

    — Гомельскому отделению Белорусской железной дороги были направлены требования об устранении нарушений санитарно–эпидемиологического законодательства, — конкретизирует заместитель главного санитарного врача города Светлана Степовикова. — Предприятием принимались меры. Последние измерения, проведенные в августе, показали, что дневные нормы соблюдаются, а вот ночные пока превышают пределы. 

    Судя по переписке, в Гомельском отделении БелЖД на требования реагируют. Однако для полной ясности объясняют. Например, дом № 51 строился тогда, когда никаких «шумовых» норм не было. Теперь же выдержать современные требования в тех условиях, которые уже сложились, непросто. Начальник отдела пути Юрий Мищук по пунктам перечисляет, что сделано:

    — Установили глухой бетонный забор вместо сквозного. Горочные громкоговорящие устройства оборудовали отражающими экранами. Также установили шумозащитный экран вдоль тормозных позиций горочного комплекса...

    — Скажите, действительно не придумано иного вида связи, кроме как переговоры вслух?

    — Сегодня это единственная технология на сети железных дорог СНГ, которая позволяет обеспечить безопасность работников. Сейчас общий уровень громкости парковой связи на станции снижен до минимально допустимого уровня. Кроме того, с персоналом проведена работа по рациональному использованию связи.

    В процессе разбирательства и общения с разными специалистами для себя выясняю, что многие способы, которые сейчас предпринимают гомельские железнодорожники для защиты от шума грузового транспорта, нарабатываются в рабочем режиме. Оказывается, не так уж богата накопленная в этом деле практика на постсоветском пространстве. Однако судя по тому, что подобные вопросы напрямую задевают здоровье людей, может, стоит ими задаться системно и комплексно, подключив науку, местные органы власти? Создание пространства, комфортного для жизни, — дело не только нужное, но и общее.

    В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

    Письмо на эту же тему в редакцию прислала и Светлана Филенко, жительница дома № 9 по минской улице Лынькова. В администрацию Фрунзенского района она обращалась с просьбой установить шумозащитное ограждение вдоль железной дороги в молодечненском направлении. Получила ответ: оснований нет. Дескать, жилой дом построен позже, чем железная дорога... А перед началом проектирования и строительства заказчиком и проектировщиком должны проводиться соответствующие замеры и именно на их основании при необходимости выполняться шумозащитные мероприятия.

    «В сентябре исполняется 40 лет со дня ввода нашего дома в эксплуатацию, — эмоциональна в своем письме Светлана Леонидовна. — Представить только можно, где эти заказчики и проектировщики и как изменилась за эти годы наша жизнь и все вокруг. Мы слышим каждую электричку по ее сигналам, особенно в 6 утра. А про ночные поезда в 2 и 3 часа ночи и говорить не надо...»

    В телефонном разговоре Светлана Филенко сетует: раньше шум от дороги поглощала лесополоса. Однако при прокладке третьего пути для городской электрички ее вырубили. И предлагает варианты: в соседнем доме № 7 (к слову, построенном позже) в 2011 году окна заменили на стеклопакеты. Может быть, если бы так сделали и в их доме, рассуждает она, и слышимость бы уменьшилась?

    КСТАТИ

    Как сообщили в Гомельском горисполкоме, в качестве дополнительных мер защиты Гомельское отделение БелЖД планирует увеличить высоту шумозащитных экранов вдоль тормозных позиций и применение шумозащитных шин из композиционных материалов. Срок разработки проектной документации — 30 сентября.

    draluk@sb.by

    Фото автора.

    Автор: Виолетта ДРАЛЮКСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)